Ирина Пьяных
Формирование навыка беглого и правильного чтения у обучающихся с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогике. Это вызвано её большой практической значимостью. «Нет чтенья, нет учения».
Нарушения чтения у детей с нарушением интеллекта носят системный характер. По данным специалистов (М. Ф. Гнездилова, В. Г. Петровой и др., у учащихся с нарушением интеллекта страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
Публикация «Формирование навыка беглого и правильного чтения у обучающихся с нарушением интеллекта» размещена в разделах
А. К. Аксёнова отмечает, что процесс становления навыка чтения у школьников с нарушением интеллекта является более сложным, чем у их сверстников с нормальным развитием.
Такие исследователи как Ж. И. Шиф, М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова, Р. И. Лалаева, В. В. Воронкова пишут о том, что дети с нарушением интеллекта допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах. В. Я. Василевская анализирует трудности, которые испытывают школьники с нарушением интеллекта при осмыслении текста. Б. П. Пузанов описывает причины, которые тормозят совершенствование навыка чтения у детей с нарушениями интеллекта.
На основе изученной специальной литературы по данной теме можно сделать вывод, что в овладении навыком чтения умственно школьники с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности. Ученики в силу реально существующих дефектов не могут самостоятельно преодолеть эти трудности. Необходима целенаправленная работа по коррекции и развитию всех психических процессов, участвующих в формировании навыка чтения.
Таким образом, одной из важнейших задач работы учителя чтения является выработка у учащихся навыков правильного, беглого и сознательного чтения.
Для успешной реализации поставленной задачи необходимо использовать специальные приёмы, способствующие формированию полноценного навыка чтения у учащихся, разработать систему коррекционной работы по развитию навыков чтения. Следовательно, возникает проблема поиска наиболее эффективной методики формирования навыков чтения у умственно отсталых школьников.
Цель нашей работы – разработка системы приёмов формирования и совершенствования навыков чтения у младших школьников с нарушениями интеллекта, определение оптимальных психолого-педагогических условий для её эффективного внедрения.
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта
Чтение является письменной формой речевой деятельности, при которой осуществляется понимание заложенной в тексте информации в результате перевода зрительных знаков в речеслуховые. Многие ученые указывают на огромную роль чтения в формировании человека как саморазвивающейся личности.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие. Выделяется две стороны процесса чтения : с одной стороны, восприятие буквенных значков, соотнесение зрительного образа слова и его слухопроизносительного образа, т. е. его техническая сторона, с другой стороны – понимание читаемого.
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: беглость, правильность, выразительность, сознательность. Три первых качества составляют технику чтения. По мере развития технической стороны осознание читаемого становится главным качеством. Становление технической стороны идет поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем – словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный навык.
Процесс чтения можно представить графически при помощи метафоры «велосипедного колеса». На предлагаемой модели техника чтения соотносится с покрышкой, все нейропсихологическое обеспечение с помощью спиц, личный опыт отмечается осью, способность превращать содержание текста в свой личный, познавательный опыт в виде обода. Представив «колесо чтения» движущимся по поверхности условного текста, видно согласованную работу всех элементов структуры. Таким образом, можно сделать вывод о невозможности правильного усвоения читаемого текста при нарушении одного из структурных элементов.
Психолингвисты А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя и психологи А. Н. Соколов, Н. И. Жинкин рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности. Речевая деятельность «представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения».
Акт чтения – сложный психофизический процесс, который обеспечивается координацией мыслительной деятельности и особым образом организованной функции зрительного анализатора. Важно отметить, что при чтении мозг осуществляет дифференциацию существенного и несущественного.
Психологические закономерности становления навыка чтения были исследованы Т. Г. Егоровым, который подчеркивал, что сложный процесс чтения может быть понят только с учетом обеих сторон – техники чтения и понимания текста. Первая сторона выступает как средство, вторая – как цель читательской деятельности. Взрослый опытный чтец уже не отдает себе отчета в том, какие именно операции он производит в процессе чтения текста, а ребенок, начинающий овладевать навыком, испытывает массу сложностей.
При обучении чтению чрезвычайно важно эффективное освоение элементарных (технических) навыков чтения, т. к. механическая способность складывать буквы в слова, задерживает формирование эффективного навыка чтения.
При анализе причин трудностей обучения чтению можно выделить факторы риска.
Одна из причин, осложняющая формирование навыка чтения является возрастная несформированность комплекса познавательных функций, обеспечивающих реализацию каждого действия в сложной структуре процесса чтения. В возрасте 5-6 лет (когда детей начинают активно учить чтению) у большинства детей недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности, концентрации внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительной и рабочей памяти и т. п., поэтому для многих детей, даже выучивших все буквы, процесс чтения остается очень сложным.
На начальном этапе ребенок долго фиксирует взгляд на каждом слове (идет поэлементарный анализ буквенных знаков) неоднократно возвращает взгляд к уже прочитанному слову (если необходим дополнительный анализ букв или смысла слова, взгляд неоднократно «убегает» вверх и вниз от строки (нарушается концентрация внимания, которое трудно удерживать, фиксируя поле чтения) и т. п. Все это определяет необходимость медленной скорости чтения на начальных этапах формирования навыка.
Постепенно ритм движений глаз становится более ровным, время фиксации сокращается, количество возвратных движений уменьшается и скорость чтения постепенно увеличивается.
Нетрудно представить себе, что трудности концентрации внимания, несформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, нарушение фонетико-фонематического восприятия способны резко снизить скорость чтения. Напомним, что у многих первоклассников эти базовые функции, необходимые для формирования навыка чтения, еще недостаточно сформированы и значит быстрое чтение для них недостижимая задача.
В том случае, если ребенка заставляют быстро читать на начальных этапах обучения, нарушается механизм чтения – ребенок плохо дифференцирует (путает) буквы, неверно проводит фонемный анализ, затрудняется в воссоздании звукового образа слова. В результате – читает с ошибками. Но чаще при требовании «читать быстрее» формируется такой механизм чтения, при котором ребенок успевает отдифференцировать лишь первые 2-3 буквы слова, а остальные угадывает (очень часто неверно) и приходится начинать чтение слова.
Психофизиологической основой функциональной системы чтения является совместная деятельность различных зон головного мозга. Каждая из них вносит свой специфический вклад в осуществление сложного процесса чтения. Нарушение деятельности любого из описанных звеньев приведет к специфическим, связанным с функциями именно этого компонента, отклонениям в работе всей системы, что проявится в особых типах нарушения чтения.
Методы и приёмы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В связи с большой распространённостью и значительной стойкостью нарушений чтения у учащихся с нарушением интеллекта, а также с большим коррекционным потенциалом самого процесса развития навыка чтения для общего развития умственно отсталого ребёнка, проблема поиска приёмов и способов, ведущих к наиболее эффективному формированию навыка чтения, является актуальной и практически значимой.
Для формирования навыка чтения младших школьников я предлагаю следующую систему.
Упражнения на выработку речевого дыхания.
1. Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
2. Ветряная мельница. Ребёнок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
3. Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
4. Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
5. Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
6. Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
7. Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь –
свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчё лку ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать (дети садятся на ковер и несколько раз зевают,
стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга).
Техника выполнения упражнений:
• воздух набирать через нос
• плечи не поднимать
• выдох должен быть длительным и плавным
• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
«Медвежата»
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы кушать. Слова произносятся протяжно, на выдохе, четко произнося звук М:
Мам, меду б нам.
Мам, молока бы нам.
«В лифте»
Мы едем на лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос: едем с первого этажа на девятый, а затем спускаемся.
«Ручка в зубах»
Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.
Развитие фонематического восприятия.
Рекомендуется начать изучать звуки в такой последовательности: «А», «У», «О», «И». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.
• покажите букву и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
• произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «А» – рот широко открыт; когда произносим «О» – губы выглядят как овал; при произнесении «У» – губы сложены трубочкой; при произнесении «И» – губы вытянуты в улыбку)
• ПОЙМАЙ ЗВУК. Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
• ВНИМАТЕЛЬНЫЙ МАЛЫШ. Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
• ДИРИЖЕР. Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.
• АРХИТЕКТОР. Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
• ЗВУКОВЫЕ ПЕСЕНКИ. Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «А-У» (дети кричат в лесу, «У-А» (плачет ребенок, «И-А» (кричит ослик, «О-О» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
По данной же схеме идет работа с другими звуками речи и буквами их обозначающими.
Развитие четкости произношения.
- Упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.
- Работа со скороговорками. Проговаривать медленно с постепенным увеличением скорости. Читается хором и отдельными учениками.
Скороговорки помимо правильного произношения формируют умение ребенка убыстрять темп, что необходимо при наращивании темпа чтения. Скороговорки можно обыгрывать, то есть проговаривать не только в разном темпе, но и с разной интонацией (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно).
- Тренировка в произнесении гласных по порядку, сочетаний гласных, сочетаний гласных и согласных, сочетаний согласных.
- Чтение блоков.
Цель: отработка навыка чтения целыми словами, тренировка глазных мышц и развитие произвольного внимания.
Запись блоков производится на доске в столбик или ряд во время урока, с требованием читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
Первая группа блоков.
Ба бы б-э-э-э во! Вы га да до ды же
Ка ку ли ля лю ми м-у-у мы мэ-э-э но
Ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! Во-во! Га-га-га! Ба-ба
Га-га-га! Да-да-да! Эй-эй!
Ба-ба дя-дя па-па ма-ма
Вторая группа блоков.
Ага бай сам шар пол
Аут баз бык бэр вон
Выя дар дом уже зал
Ему бош кар зим лот
Ива лом сон мыс шаг
Лю люк лук лос лис мыс рис
Бэ бэр бор бур бук бим бус
Уж муж луж лыж пыж паж маж
Третья группа блоков.
Бокс борт борщ верх волк толк полк
Зонт зонд корт лифт лярд морж торт
Фонд форт порт цинк шарф шест шёлк
Четвертая группа блоков.
Вверх взмах взнос взмыл вклад
Смысл спорт столб страж трест
Гвалт тракт Днепр Днестр Дрозд
Значения незнакомых слов объясняются логопедом.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.
«Сложи слова»
Слова пишутся на двух карточках. Сложить карточки так, чтобы получилось слово (бе-реза, ли-са, моло-ко, пе-тух).
«Словесные горки»
из ры ста
изб рыб стар
изба рыба старый
избушка рыбка старик
старушка рыбак старичок
ко
кот
крот
булка
сорока
снегирь
соседний
скворечник
«Полустертые слова»
1. Шалунья – резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить и прочитать слова. Стерты элементы букв.
2. В словах стерта верхняя или нижняя часть. Догадайтесь, какие слова написаны.
Упражнения на развитие оперативной памяти.
Большое место занимает использование мнемотехники. Для того чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Схемы, таблицы зарисовываются на доске или даются индивидуально на карточках.
«Загадка (Яблоко)»
«Огород»
Работа также ведется с помощью зрительных диктантов (И. Т. Федоренко). В наборе имеется 6 предложений. Наращивание длины предложения происходит по 1-2 буквы. Работа ведется в разных вариантах: чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного. Варианты наборов изменяются с постепенным увеличением количества букв (от 8 до 46 в последнем наборе).
Предложения Число букв Время экспозиции
Набор№1
Тает снег. 8 4
Идёт дождь. 9 4
Небо хмурое. 10 5
Коля заболел. 11 5
Запели птицы. 11 5
Поле опустело. 12 6
Набор №2
Трещат морозы. 12 6
Я ищу землянику. 13 6
В лесу росла ель. 13 6
Наступила осень. 14 7
Дни стали короче 14 7
В лесу много берез. 15 8
Упражнения на развитие внимания.
1. В квадратах буквы. Нужно посмотреть на них внимательно и записать на чистом листе расположение букв в клетках. Количество букв можно варьировать: сделать меньше или больше
О И М
К А
Ш П Ц Я
Н Т Р
Одним из элементов обучения чтению можно считать жужжащее чтение. В начале каждого урока дети читают в пределах 5 минут.
На любом уроке, какой бы урок не был, использую метод мотивации к обучению, чтобы вызвать интерес учащихся к предмету и желание работать лучше.
Каждый пусть даже маленький успех ученика,я отмечаю. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дети работают заинтересованно, увлеченно.
Для того чтобы чтение вызывало у детей желание я использую метод самозамер. В конце каждого урока чтения я оставляю 3-4 минуты для того, чтобы провести самозамер скорости чтения. Ребята в течении одной минуты читают текст. Каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам. Отмечают, до какого слова прочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник. Изо дня в день проводится эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность увидеть результат. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Таким образом, в результате комплексной коррекционной работы у большинства учащихся наблюдается положительная динамика в развитии психических процессов, активизируется планирующая и регулирующая функции речи, появляется чувство уверенности в своих силах, формируется полноценная учебная деятельность, увеличивается темп чтения.