Бутакова Анастасия
Весенне-полевые работы с использованием корректурно-развивающих таблиц в старшей группе
НОД в старшей группе
на тему «Весенне-полевые работы» с использованием корректурно-развивающих таблиц
Цель: уточнение и закрепление знаний детей о труде людей весной.
Задачи:
- Уточнять и расширять представления детей о весенних видах работ людей в поле, в огороде, в саду.
- Расширять словарный запас детей по теме «Весенние работы».
- Закреплять умение употреблять глаголы с именами существительными.
- Закреплять умение употреблять имена существительные в родительном падеже.
- Упражнять детей в согласовании числительных с прилагательными и существительными.
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать умение правильно отвечать на поставленные вопросы.
- Развивать умение составлять предложения о сельскохозяйственных инструментах.
- Совершенствовать пальчиковую моторику.
- Развивать зрительное и слуховое внимание и память.
- Развивать фонематический слух
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к труду людей, работающих в поле, саду, огороде.
- Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей и помогать им при необходимости.
Оборудование: фетровые огороды (большой и малый, садовый игрушечный инвентарь, наглядные пособия (таблицы, корректурные таблицы по количеству детей; фишки для работы с корректурными таблицами разных цветов; экран, ноутбук.
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Ход деятельности:
Организационный момент
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение. (Дети садятся на места).
- Ребята, а сейчас послушайте внимательно стихотворение.
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.
Из-под хвои и травинки
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне.)
- Сегодня на занятии мы будем говорить о весне, и чем люди занимаются весной.
2. Рассказ воспитателя о труде людей весной. Задание детям: внимательно слушать и фишками накрывать соответствующие картинки в корректурной таблице.
Как только поля освобождаются от снега, на них стартуют весенние работы. У людей в это время года много хлопот и забот. Весна — самый напряжённый сезон для фермеров. В народе говорят: «Кто весну проспит, тому зимой голодать». Вот и работают люди в деревнях весной с раннего утра до позднего вечера. Они удобряют почву, пашут (боронуют) землю на полях.
Поля засевают зерновыми культурами: пшеницей, рожью, овсом, рисом и кукурузой. Сажают семена овощей, высаживают картофель. Нужно успеть за короткий срок, пока почва не пересохла.
В конце весны, в тёплые майские дни, сажают рассаду огурцов, помидоров и капусты.
Деревья и кустарники в садах окапывают, чтобы воздух, вода и питательные вещества свободно поступали к корням.
Чтобы отпугнуть насекомых-вредителей, нижнюю часть стволов плодовых деревьев покрывают известью, а сами деревья и кустарники опрыскивают специальными ядовитыми растворами.
В парках, садах и на улицах регулярно подрезают старые деревья и высаживают новые. Клумбы пестрят разнообразием цветов.
Люди ухаживают за территорией: граблями сгребают прошлогодние листья, ветки и мусор в парках, скверах и возле домов. Они вкладывают много труда в свою работу, будь то поле, огород, сад, парк, двор или даже дом. Благодаря этому лето радует своей красотой, осень — урожаем, а зима проходит с необходимыми запасами.
3. Упражнение «Кто что делает?»
Необходимо назвать как можно больше слов-действий.
Например: люди (что делают): вскапывают землю, рыхлят землю, высаживают саженцы, сеют семена, строят теплицы, поливают, удобряют, пропалывают; трактористы в полях пашут землю и засеивают поля зерном.
4. Чтение стихотворений о профессиях, связанных с работой на земле.
5. Игра «Закончи предложение и назови профессию»
На огороде сеют.
На поле сеют.
На цветнике высевают.
В саду сажают.
(яблони, груши, рожь, пшеницу, подсолнечник, бархатцы, астры, ромашки, морковь, свекла, огурцы)
6. Подвижная игра «Грядка».
Я давно весну ждала. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
У меня свои дела.
Мне участок в огороде Меняют направление движения.
Нынче мама отвела.
Я возьму свою лопатку, Останавливаются, показывают, как
Я пойду вскопаю грядку. копают.
Мягкой грядка быть должна — Показывают, как рыхлят грядку
Это любят семена. граблями.
Посажу на ней морковку Идут по кругу, изображая, что разбрасывают
И редиску. А с боков семена.
Будут кустики бобов.
В. Глушенко
7. Упражнение «Для чего что?»
- Для работы в огороде люди используют инструменты (уточните их названия). Для чего нужен каждый из этих инструментов? (лейка, лопата, грабли, кисть, пила).
Например: пила нужна, чтобы спиливать сухие ветки; грабли нужны, чтобы рыхлить землю и т. д.
В процессе рассказа накрыть фишками все инструменты, которые есть в корректурной таблице.
8. Упражнение «Чего не стало?» (на употребление Родительного падежа и развитие зрительного внимания)
Картинки: лейка, лопата, грабли, кисть, пила.
9. Упражнение «Поймай слово» (совершенствование фонематического слуха).
- Я буду называть разные слова, а вам нужно «поймать» (хлопнуть в ладоши) слово «огород».
Например: Огород –хоровод – огород – садовод – огород – огородить – огород – бутерброд – огород.
10. Интерактивные игры
III. Итог занятия.
- На этом наше занятие подошло к концу. О чем мы сегодня говорили?
- Какую работу выполняют люди весной?
- Что мы делали на занятии, какие задания выполняли?
- Что вам понравилось больше всего?