Екатерина Корнилова
Формирование монологической речи у детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование монологической речи у детей подготовительной к школе группы средствами пересказа литературного произведения с использованием мнемотаблиц.
Особую актуальность представляет собой тема формирования монологической речи у детей, так как главным условием гармоничного развития личности является правильное её развитие. Монологическая речь помогает ребенку дошкольнику выполнять важнейшие социальные функции: устанавливать связи с окружающими людьми, соблюдать и соответствовать нормам поведения, что является главным условием развития личноси. Также речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
Публикация «Формирование монологической речи у детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктует следующие нормы: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитическо-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
При подготовке ребенка к школе огромную роль играет развитие и формирование монологической речи. Ведь именно речь является главным условием усвоения знаний, развития способностей и других психических процессов.
Основой для развития монологической речи с целью подготовки к школе является пересказ. Пересказ — это воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность в которой активно задействованы все важнейшие психические процессы. Пересказ текста является важным компонентом в развитии ребенка. Его активно применяют на занятиях в дошкольных учреждениях.
При пересказе у дошкольников формируется активность и любознательность, эстетическое восприятие, обогащаются знания, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др. Также они изучали особенности связной речи детей, методику обучения разным типам текстов с опорой на разные источники высказываний. Авторами были определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью.
Но в настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением ФГОС ДО, традиционные подходы в развитии речи дошкольника претерпевают значительные изменения. Новые подходы организации работы с детьми, а именно использование мнемотаблиц на занятиях, позволяют изменить характер взаимодействия педагога с детьми, но данные подходы недостаточно разработаны.