Лежнева Елена
Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Детский сад – первая ступень в образовании человека, она готовит детей к поступлению в школу. Готовность к школе не обозначает, что ребёнок должен уметь читать, считать – это прежде всего, умение мыслить, рассуждать.
Публикация «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр упражнений. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на:
-игры с цифрами и числами;
-игры-путешествия во времени;
-игры на ориентирование в пространстве;
-игры с геометрическими фигурами, на развитие представлений о
форме и величине;
-игры на логическое мышление.
В нашей группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности детей. В нем представлены различные дидактические игры и упражнения, занимательный материал.
На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью формировать и закреплять у них математические знания.
Из всего многообразия математического материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное значение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Для закрепления знаний с геометрическими фигурами, на развитие представлений о форме и величине используем игры :«Четвертый лишний»,«Найди свою фигуру», «Большой, средний, маленький».
В дидактических игр : «Считалочка», «Сложение и вычитание», «Мы считаем», «Математическая кухня» у детей совершенствуются умения сравнивать группы по количеству входящих в них предметов. Начинает закрепляться представление о сохранении количества.
Игры «Разложи по порядку», «Репка», «Теремок», «Дни недели» помогают формировать у детей представление о последовательности изменений ситуации, с чем связано их понимание временных и пространственных отношений.
Развитию логического мышления способствуют такие игры, как «Кубики», «Составь картинку», «Мозаика», «Пазлы», которые закрепляют умение составлять целый предмет из отдельных частей.
В ходе игр «Что справа?», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Где чей дом?» продолжают развиваться представления о пространственных отношениях и умении двигаться в указанном направлении.
Также во время дидактической игры совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Этому способствует игра «Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)». Наблюдательность и внимание развиваются в ходе игр «Что изменилось?» и «У кого колечко?».
На занятий по аппликации, рисованию и лепке,конструирование закрепляем форму,величину и цвет. Это влияет на развитие творческих способностей у детей, т. к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
Вижу, как загораются глаза детей, когда им удается достичь положительного результата в игре. Многие дети предлагают ещё раз поиграть в ту или иную игру, это значит, что ребятам нравится думать, анализировать, делать несложные умозаключения. Для меня это служит дальнейшим толчком в моей работе над развитием математических представлений с использованием дидактических игр и упражнений.
Важным моментом в развитии математических представлений у детей считаю заинтересованность родителей. Для этого проводятся беседы, даются консультации, конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр, о создании домашней игротеки,о том как важна увлеченность играми такого рода всех членов семьи, что является одним из условий развития детского интереса к умственному труду.
Использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Регулярное использование на занятиях по математике и в повседневной жизни дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Работу по формированию элементарных математических
представлений с использованием дидактических игр у детей планирую продолжить в старшем дошкольном возрасте.