Любовь Анатольевна Чеснокова
Формирование математических навыков через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня профессиональной подготовки педагогов — участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи: Познакомить педагогов с математическими играми.
Создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Публикация «Формирование математических навыков через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Ход мастер – класса
Формирование базовых математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. По словам В А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.»
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Дети в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
Оценивая роль дидактической игры, следует подчеркнуть необходимость достижения того, чтобы дидактическая игра была направлена не только на усвоение отдельных знаний и навыков, но и служила общему развитию ребенка.
Эта игра, в первую очередь, предназначена для развития мелкой моторики у детей, а также она продуктивна и увлекательна для закрепления навыка начального счета.
Игровое пособие по ФЭМП из фетра: «Посчитай яблочки и найди нужную цифру».
Цель: Совершенствовать умения считать в пределах 10-ти.
Задачи: Закрепление у детей навыков порядкового счёта. Формирование понимания рядом стоящих чисел (в пределах 10-ти). Закрепление знания цифр в пределах 10-ти; совершенствовать умения соотносить цифру с количеством. Знакомить детей с понятием больше, меньше
Ход игры : Воспитатель предлагает ребёнку посчитать пуговицы на деревьях. Затем нужно найти соответствующую цифру. Выложить по порядку.
Математическая игра из фетра : «Сладкоежки». Геометрические фигуры
Цели: Закреплять знание геометрических фигур и умение сравнивать их по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения. Развивать внимание, зрительное сосредоточение.
Задачи: Развивать речевую активность: умение отвечать на простые вопросы, описывать фигурку, комментировать свои действия. Развивать внимание, зрительное сосредоточение.
Ход игры : Дети подберают каждому мишке конфету, украшенную геометрическими фигурами, как и пятнышко у мишки на животике.
Сортер– это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру. Сортер может быть выполнен в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру геометрические фигуры.
Цель: Обучение детей, верно определять цвета, геометрические фигуры, подбирать их к нужным предметам
Задачи: Изучать цвет, закреплять уже имеющиеся знания о цвете, о формах : круг, квадрат, треугольник, шестигранник. Верно, подбирать цвета при выполнении поставленной задачи.
Ход игры : Предложить детям найти похожие части изображения и сложить части в целое изображение, соединить разрезанные на две части фигуры.
Дидактическая игра : «Математические цветочки».
Цель: Игра позволяет разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений, способствует активизации умственной деятельности. Игровое пособие можно использовать как при индивидуальной, так и подгрупповой работе с детьми 5-7 лет.
Задачи: Продолжать закреплять представления детей о числе и количестве, развивать умение определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу, игровое пособие состоит из выполнения четырех заданий:
1. Ребенку (детям) предлагается посчитать предметы, нарисованные в серединке цветка, а затем с помощью прищепок, указать ответ;
2. С помощью прищепок указать, цифры которые меньше или больше заданных цифр;
3. Определить пропущенные цифры;
4. Определить «соседей» заданных цифр.
Игра Теремок «Угадай, который по счету…»
Цель: Закрепить навык порядкового счета.
Задачи: Закрепление знаний о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе.
Ход игры : На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Теремок».
Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, которого по счету героя я спрятала?» Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1–го героя я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку? Ребенок считает: Первый — мышка-норушка, вторая – лягушка-квакушка и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.
Таким образом, с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным. Дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.