Кристина Маричева
Формирование культуры поведения и речевого этикета у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь родителям осознать важность формирования у детей этикетного поведения, расширить их знания по содержанию современного этикета, поговорить о том, как важно воспитать вежливого и культурного ребенка.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово.
2. Провести анкетирование.
3,Памятки "Секреты воспитания вежливого ребенка".
4. Деловая игра.
5. Подведение итогов.
Публикация «Формирование культуры поведения и речевого этикета у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
В наше время нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого познавательные способности, самостоятельность, организованность и дисциплину. В детском саду этому должно придаваться особое значение. Ведь уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Воспитательные воздействия педагогов и родителей на детей должны быть едиными, постоянными и последовательными.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо учить замечать состояние других людей, т. е. поступать, руководствуясь чувствами уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.
Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, были другими: добрыми, порядочными, воспитанными.
Однако, как можно говорить о формировании у детей дошкольного возраста привычки выполнять общепринятые правила вежливости, воспитании у детей культуры общения, если не обращать внимание на этику общения самих взрослых друг с другом.
Дети учатся и строят свою модель поведения, ориентаруясь на взрослых. А кто их главный пример? Конечно же мы, родители. И мы должны быть достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости.
Дети как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Как говорил Макаренко, «ваше собственное поведение – решающая вещь».
Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости.
Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.
Мы подготовили для вас памятки "Секреты воспитания вежливого ребенка".
II. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому целесообразно проводить работу с детьми именно через игру.
Сегодня я предлагаю Вам тоже поиграть.
Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся не в простое путешествие, а в космическое, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем.
Планета «Вежливости»
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что дети, ориентируясь в ситуации приветствия и прощания, испытывают значительные затруднения.
Формула вежливости – доброе слово.
Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета
Если доброта как солнце светит, радуются взрослые и дети.
1. ИГРА «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»
Продолжительность 10-15 мин.
Цель: упражнение направлено на развитие навыков эффективного общения, вызывает положительные чувства по отношению к другим участникам, развивает речь, помогает овладеть этикетом.
Ход упражнения:
Разделиться на группы каждая группа родителей должна вспомнить как можно больше вежливых слов
1 группа - Слова приветствия;
2 группа - Слова прощаний;
3 группа - Слова извинения;
4 группа - Слова благодарности. (см. приложение)
2. ИГРА «СЕКРЕТ».
Продолжительность 10-15 мин.
Цель: учить различным способам установления контактов на основе этикетных норм.
Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.
Ход игры
Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д., кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет используя как можно больше «вежливых слов просьбы».
Планета «Комплиментов»
3. ИГРА «МОИ ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА»
Продолжительность 5-10 мин.
Цель: Упражнение помогает преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества, повышает самооценку.
Каждый в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все участники, сидя в круге, по очереди рассказывают о себе.
4. ИГРА «КОМПЛИМЕНТ»
Продолжительность 5-10 мин.
Цель: Упражнение помогает преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества, повышает самооценку.
Каждый по кругу делает комплимент своим соседям с права и слева.
5. ИГРА «НЕМОЙ РАССКАЗ»
Продолжительность 5-10 мин
Цель: развивать невербальные средства общения (мимику, пантомимику, внимание, память, мышление, воображение.
Ведущий предлагает попробовать прочитать его «рассказ без слов».
1. Я (показывает на себя)
Пошла (перебирает пальцами, показывая ходьбу)
Стирать (изображает руками движения при стирке).
Устала (утирает лоб).
Пошла (перебирает пальцами, показывая ходьбу)
Спать (складывает ладошки вместе под щеку).
2. «На поляне теремок, ладони сложить «домиком»
Дверь закрыта на замок сомкнуть пальцы в замок.
Из трубы идет дымок поочередно из всех пальцев сделать колечки
Вокруг терема забор руки перед собой, пальцы растопырить.
Чтобы не забрался вор щелчки каждым из пальцев поочередно.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! кулаком постучать по ладони.
Открывайте! широко развести руки в стороны.
Я ваш друг!» ладони сомкнуть одна поперек другой.
6. ИГРА «ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ СЛОВО?»
Продолжительность 2-5 мин
Ведущий бросает мяч участникам, а они проговаривают что может сделать слово.
(Обогатить, растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти, плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, словно сердце, кровью обливаться и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят.)
Вот и пришла пора заканчивать наше путешествие и подвести итоги.
III. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе и чтобы другие также относились к нему – правило очень простое, но, УВЫ? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни.
У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения. Но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа.
Этикет – неотъемлемая часть культуры, которая складывается веками, уходит своими корнями в сферу нравственности.
Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее – это родители. С самого раннего детства ребенок вступает в взаимоотношения именно с родителями и приобретает опыт общественного поведения. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми должно строиться на доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе чувства – жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость. Если ребенок общается культурно с близкими ему людьми, то также он будет себя вести и с незнако