Лучший педагог года

Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры

Стёпина Татьяна
Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры

Человек, как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и психологический фундамент личности формируется в дошкольном детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом жизненная судьба.

Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Публикация «Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры» размещена в разделах

Книжная культура - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности. Перед книгой на протяжении многих веков стоит огромная задача – воспитание человека. Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Книга должна как можно раньше войти в жизнь ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Формирование личности ребенка средствами книжной культуры - одно из средств реализации ФГОС ДО.

Художественная литература – это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной сторон личности ребенка. В ней ярко представлена эмоциональная оценка действительности. В этом преимущество литературы как средства воспитания культуры поведения.

В современных условиях само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателей нашего дощкольного учреждения является приобщение дошкольников к истокам книжной культуры, которая позволяет формировать у дошкольников любовь к книге, развивать духовность, литературную речь, знакомить с авторами детской литературы и различными литературными жанрами.

Книга вводит ребёнка в мир радостей, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров, учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Чтобы привлечь к книге большее внимание детей, во всех возрастных группах оборудованы книжные уголки, где периодически проходят выставки различных видов книг (авторские, тематические, энциклопедии для детей). Педагоги выставляют портреты писателей, поэтов, с произведениями которых знакомят детей. Книги доступны детям, они могут взять в руки любую книгу и рассмотреть её. В старших группах есть «Мастерская по ремонту книг», где имеются материалы для ремонта, и дети могут самостоятельно подклеить страницы любимых книг.

В этом учебном году в ДОУ проходил конкурс «Книга своими руками», итогом которого стала выставка книжек – самоделок. В ней приняли активное участие как педагоги, так и родители. Дети также не остались в стороне, они были помощниками в этом творческом процессе.

При ознакомлении детей с процессом изготовления книги, они посмотрели познавательный ролик «Как делается бумага», читали произведение С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу». Для сравнения процесса изготовления книг раньше и теперь посмотрели познавательные мультфильмы «Как печатаются книги» и из серии «По секрету всему свету». Вместе с детьми мы создавали книги о жизни в группе, об увлечениях детей, об их любимых питомцах. Дети с таким восторгом рассказывали своим родителям, как они печатали книгу, какие выбирали иллюстрации. После этого занятия дети с родителями стали приносить в детский сад книжки – самоделки, такие разнообразные и интересные, из которых мы и организовали выставку книжек - самоделок. Родители отметили большой интерес детей к книге.

Для | умственного,|мыслит духовно-нравственного воспитания, эстетического|эстетического| развития детей, укрепления содружества детского сада и семьи мы начали изучать и использовать в практике работы педагогическое наследие|наследие| В. А Сухомлинского. Почему именно Сухомлинского? Мы считаем, что в наше непростое время воспитание нужно начинать с души. И щедрость сердца и душевная черствость одинаково берут свое начало из детства.

Гуманистические идеи В. Сухомлинского ориентируют всех, и педагогов, и родителей, в первую очередь, на воспитание в ребенке отзывчивости, добра, желания помочь другим. Это самые ценные характеристики человека. Но эти качества встречаются у детей все реже.

У детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств - сочувствия, сострадания, отзывчивости.

В работе с детьми наши педагоги проводят этические беседы о доброте, дружбе, о вежливом, заботливом отношении друг к другу. Здесь как никогда актуальны рассказы В. А Сухомлинского «Земляника для Наталки», «Ландыши», «Мишкин велосипед», «Петух». Эти произведения воспитывают щедрость, умение поделиться, учат не бояться трудностей, быть смелыми, приходить на помощь слабым.

Разве оставят кого-нибудь равнодушным сказки «Доброе слово», «Стыдно перед соловейком», «Чего синичка плачет?», «Поломанная яблонька». Педагоги знакомят детей с этими произведениями во всех группах. Ведь в них великий гуманист призывает нас не только присмотреться к окружающей действительности, но и учит понимать взаимосвязи природы и человека, узнавать жизнь животных, растений, птиц, внимательно относиться к природе, помогают посмотреть на окружающий мир другими глазами.

Беседы с детьми строим так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

Наши дети частые гости в библиотеке имени Гайдара, которая расположена недалеко от детского сада. Здесь для детей сотрудники проводят тематические встречи, литературные викторины «Узнай сказку», «В мире добрых сказок». Знакомят детей с технологией и историей создания книги. Дети могут здесь порисовать, полистать понравившиеся книги.

Знакомим детей с произведениями крымских авторов: Лидии Огурцовой, Виктора Добровольского, Юрия Полякова, Дарьи Субботиной. Книги этих авторов есть в дошкольном учреждении.

Педагоги проводят большую работу с родителями по приобщению детей к чтению книг. Это и родительские собрания на тему: «Чему учит сказка?», консультации, посещение детской библиотеки в рамках совместных мероприятий, изготовление буклетов, рекомендаций и памяток, проведение конкурсов чтецов.

Второго апреля отмечается Международный день детской книги. Каждый год воспитатели нашего детского сада оформляют родительские уголки по этой теме. В этом году во всех группах оформлены стенгазеты на тему : «Дружим с книгой всей семьей», «Неразлучные друзья -мама, папа, книга, я», «Все, что неизвестно, нам будет интересно». Оформлены выставки : «Книжки, сделанные в семейном кругу».

Использование художественной литературы, позволяет нам решить следующие задачи:

-дети знают, зачем нужны книги людям, где находится библиотека, как себя там вести, смысл слова «библиотекарь», «читатели» и т. п.

-могут на примерах литературных героев оценивать различные поведенческие ситуации «хорошо - плохо», «добро-зло» и т. п.

-научились бережно пользоваться книгами, овладели навыками ремонта книг, способами хранения и т. д.

-расширили свой словарный запас красивыми литературными выражениями, могут применять их в своей речи.

Ежедневное чтение с продолжением способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на описываемые события, сопереживать героям.

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни,

надо ввести его в мир книг». Сухомлинский В. А.

Хотелось бы закончить своё выступление словами русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека».

Читайте детям книги и рассказывайте сказки!

Оцените материал:

Публикации по теме:

Формирование читательского интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией С детской книгой ребенок встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.

Формирование основ духовности личности на основе народной культуры Детство - это психолого-педагогический, социокультурный феномен, это не этап подготовки человека к будущей взрослой жизни, а реальная жизнь.

Формирование личности дошкольника посредством советского мультиматографа Дети - это самое ценное, что есть в жизни любящих родителей. Кроме теплых родительских чувств ребенок с пеленок окружен вещным миром, в.

Формирование личности дошкольника средствами музыки На протяжении всей жизни каждый человек, как личность, является продуктом воспитания и формирования на его жизненном пути. Наука психология.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Представление педагогического опыта «Формирование правовой культуры социально-ориентированной личности» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен-ствования учебно-воспитательного процесса. На современном.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры в процессе проектной деятельности Всем известно, чтение книг развивает воображение и речь. Дети, даже будучи слушателями литературных произведений расширяют свой словарь,.

Развитие нравственной сферы личности дошкольника Личность – это понятие, которое отображает устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного.

Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка Жукова О. В. воспитатель, МБДОУ Детский сад № 6 «Колобок» поселок Арамиль Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных.

Влияние принципов православной педагогики на формирование нравственной личности дошкольника посредством развивающих игр Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры
Опубликовано: 16 января 2019 в 20:28
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Стёпина Татьяна (УИ 1361606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных