Папки-передвижки

Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры

Стёпина Татьяна
Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Человек, как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и психологический фундамент личности формируется в дошкольном детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом жизненная судьба.

Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Публикация «Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры» размещена в разделах

Книжная культура - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности. Перед книгой на протяжении многих веков стоит огромная задача – воспитание человека. Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Книга должна как можно раньше войти в жизнь ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Формирование личности ребенка средствами книжной культуры - одно из средств реализации ФГОС ДО.

Художественная литература – это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной сторон личности ребенка. В ней ярко представлена эмоциональная оценка действительности. В этом преимущество литературы как средства воспитания культуры поведения.

В современных условиях само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателей нашего дощкольного учреждения является приобщение дошкольников к истокам книжной культуры, которая позволяет формировать у дошкольников любовь к книге, развивать духовность, литературную речь, знакомить с авторами детской литературы и различными литературными жанрами.

Книга вводит ребёнка в мир радостей, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров, учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Чтобы привлечь к книге большее внимание детей, во всех возрастных группах оборудованы книжные уголки, где периодически проходят выставки различных видов книг (авторские, тематические, энциклопедии для детей). Педагоги выставляют портреты писателей, поэтов, с произведениями которых знакомят детей. Книги доступны детям, они могут взять в руки любую книгу и рассмотреть её. В старших группах есть «Мастерская по ремонту книг», где имеются материалы для ремонта, и дети могут самостоятельно подклеить страницы любимых книг.

В этом учебном году в ДОУ проходил конкурс «Книга своими руками», итогом которого стала выставка книжек – самоделок. В ней приняли активное участие как педагоги, так и родители. Дети также не остались в стороне, они были помощниками в этом творческом процессе.

При ознакомлении детей с процессом изготовления книги, они посмотрели познавательный ролик «Как делается бумага», читали произведение С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу». Для сравнения процесса изготовления книг раньше и теперь посмотрели познавательные мультфильмы «Как печатаются книги» и из серии «По секрету всему свету». Вместе с детьми мы создавали книги о жизни в группе, об увлечениях детей, об их любимых питомцах. Дети с таким восторгом рассказывали своим родителям, как они печатали книгу, какие выбирали иллюстрации. После этого занятия дети с родителями стали приносить в детский сад книжки – самоделки, такие разнообразные и интересные, из которых мы и организовали выставку книжек - самоделок. Родители отметили большой интерес детей к книге.

Для | умственного,|мыслит духовно-нравственного воспитания, эстетического|эстетического| развития детей, укрепления содружества детского сада и семьи мы начали изучать и использовать в практике работы педагогическое наследие|наследие| В. А Сухомлинского. Почему именно Сухомлинского? Мы считаем, что в наше непростое время воспитание нужно начинать с души. И щедрость сердца и душевная черствость одинаково берут свое начало из детства.

Гуманистические идеи В. Сухомлинского ориентируют всех, и педагогов, и родителей, в первую очередь, на воспитание в ребенке отзывчивости, добра, желания помочь другим. Это самые ценные характеристики человека. Но эти качества встречаются у детей все реже.

У детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств - сочувствия, сострадания, отзывчивости.

В работе с детьми наши педагоги проводят этические беседы о доброте, дружбе, о вежливом, заботливом отношении друг к другу. Здесь как никогда актуальны рассказы В. А Сухомлинского «Земляника для Наталки», «Ландыши», «Мишкин велосипед», «Петух». Эти произведения воспитывают щедрость, умение поделиться, учат не бояться трудностей, быть смелыми, приходить на помощь слабым.

Разве оставят кого-нибудь равнодушным сказки «Доброе слово», «Стыдно перед соловейком», «Чего синичка плачет?», «Поломанная яблонька». Педагоги знакомят детей с этими произведениями во всех группах. Ведь в них великий гуманист призывает нас не только присмотреться к окружающей действительности, но и учит понимать взаимосвязи природы и человека, узнавать жизнь животных, растений, птиц, внимательно относиться к природе, помогают посмотреть на окружающий мир другими глазами.

Беседы с детьми строим так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

Наши дети частые гости в библиотеке имени Гайдара, которая расположена недалеко от детского сада. Здесь для детей сотрудники проводят тематические встречи, литературные викторины «Узнай сказку», «В мире добрых сказок». Знакомят детей с технологией и историей создания книги. Дети могут здесь порисовать, полистать понравившиеся книги.

Знакомим детей с произведениями крымских авторов: Лидии Огурцовой, Виктора Добровольского, Юрия Полякова, Дарьи Субботиной. Книги этих авторов есть в дошкольном учреждении.

Педагоги проводят большую работу с родителями по приобщению детей к чтению книг. Это и родительские собрания на тему: «Чему учит сказка?», консультации, посещение детской библиотеки в рамках совместных мероприятий, изготовление буклетов, рекомендаций и памяток, проведение конкурсов чтецов.

Второго апреля отмечается Международный день детской книги. Каждый год воспитатели нашего детского сада оформляют родительские уголки по этой теме. В этом году во всех группах оформлены стенгазеты на тему : «Дружим с книгой всей семьей», «Неразлучные друзья -мама, папа, книга, я», «Все, что неизвестно, нам будет интересно». Оформлены выставки : «Книжки, сделанные в семейном кругу».

Использование художественной литературы, позволяет нам решить следующие задачи:

-дети знают, зачем нужны книги людям, где находится библиотека, как себя там вести, смысл слова «библиотекарь», «читатели» и т. п.

-могут на примерах литературных героев оценивать различные поведенческие ситуации «хорошо - плохо», «добро-зло» и т. п.

-научились бережно пользоваться книгами, овладели навыками ремонта книг, способами хранения и т. д.

-расширили свой словарный запас красивыми литературными выражениями, могут применять их в своей речи.

Ежедневное чтение с продолжением способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на описываемые события, сопереживать героям.

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни,

надо ввести его в мир книг». Сухомлинский В. А.

Хотелось бы закончить своё выступление словами русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека».

Читайте детям книги и рассказывайте сказки!

Оцените материал:

Публикации по теме:

Формирование читательского интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией С детской книгой ребенок встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.

Формирование основ духовности личности на основе народной культуры Детство - это психолого-педагогический, социокультурный феномен, это не этап подготовки человека к будущей взрослой жизни, а реальная жизнь.

Формирование личности дошкольника посредством советского мультиматографа Дети - это самое ценное, что есть в жизни любящих родителей. Кроме теплых родительских чувств ребенок с пеленок окружен вещным миром, в.

Формирование личности дошкольника средствами музыки На протяжении всей жизни каждый человек, как личность, является продуктом воспитания и формирования на его жизненном пути. Наука психология.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Представление педагогического опыта «Формирование правовой культуры социально-ориентированной личности» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен-ствования учебно-воспитательного процесса. На современном.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры в процессе проектной деятельности Всем известно, чтение книг развивает воображение и речь. Дети, даже будучи слушателями литературных произведений расширяют свой словарь,.

Развитие нравственной сферы личности дошкольника Личность – это понятие, которое отображает устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного.

Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка Жукова О. В. воспитатель, МБДОУ Детский сад № 6 «Колобок» поселок Арамиль Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных.

Влияние принципов православной педагогики на формирование нравственной личности дошкольника посредством развивающих игр Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры
Опубликовано: 16 января 2019 в 20:28
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Стёпина Татьяна (УИ 1361606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД