Наталья Ратушная
Формирование культуры личности подростка средствами туристско-краеведческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры личности подростка средствами туристско-краеведческой деятельности
Ратушная Н. Ю.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» (МБУ ДО ЦДЮТур)
г. Ростов-на-Дону, Россия
Главная жизненная задача человека –
дать жизнь самому себе,
стать тем, чем он является потенциально.
Публикация «Формирование культуры личности подростка средствами туристско-краеведческой деятельности» размещена в разделах
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» июнь 2016
Самый важный плод его усилий - его собственная личность.
Эрих Фромм
В периоды радикальных и стремительных преобразований в жизни общества актуальной является проблема социализации, которая представляет собой сложный и многоуровневый процесс вхождения личности в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств и качеств личности.
Одновременно, в современном мире остро возникает и проблема подготовки подростка к самостоятельной жизни, связанная с готовностью к постоянному развитию, самосовершенствованию и социальной активности. Как альтернатива, в этой ситуации может помочь дополнительное образование, не скованное жесткими рамками обучения и имеющее максимум методов и форм работы, стимулирующих конструктивную активность личности.
Мы знаем, что большую часть своего времени подросток проводит вне дома, общаясь со сверстниками, и одной из основных потребностей становится стремление занять определённое место в группе сверстников. Главным становится: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга», то есть они стремятся к общению. На данном этапе становится важным развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать.
Межличностное общение оказывается таким процессом, который должен рассматриваться как система «человек - человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношение и к детям разных возрастов.
Мы предлагаем рассмотреть процесс социализации учащихся на примере работы МБУ ДО ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону в рамках туристско-краеведческой деятельности.
Нами разработана структурно-функциональная модель социализации и сопровождения старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности, представленная в виде воспитательно-образовательной программы «Компас юности»; направленной на личностно-ориентированное обучение учащихся в рамках дополнительных общеобразовательных программ, отражающих специфику и деятельность детских объединений.
Разносторонняя программа позволяет учитывать и развивать различные интересы и способности ребенка в духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом развитии.
Работая в рамках программы «Компас юности», нашим коллективом были выявлены и обоснованы педагогические условия реализации структурно-функциональной модели социализации и сопровождения старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности :
а) субъект-субъектные взаимоотношения педагогов и подростков в процессе ТКД;
б) разнообразие способов включения подростков в процесс ТКД, соответствующих их интересам, возрастным особенностям и способностям;
в) создание возможностей для самореализации и самоутверждения подростков в процессе ТКД;
г) создание ситуаций, стимулирующих проявление подростками сознательной дисциплины, взаимопомощи и взаимопонимания, разумной инициативы и обоснованной требовательности друг к другу.
Рассмотрим эффективность нашей системы на примере детского коллектива с переменным составом во время похода.
Социально-педагогическое сопровождение модели является адекватной социализацией и индивидуальным развитием ребенка, где можно выделить три компонента сопровождения:
-пропедевтический компонент предполагает формирование социальной компетентности детей в процессе специально проводимых занятий;
-актуальный компонент предполагает конкретную деятельность педагога в период возникновения реальной ситуации, требующей помощи и поддержки взрослых;
-рефлексивный компонент или компонент последействия предполагает осмысление происходящего и проектирование определенных действий в будущем.
Психологическое своеобразие групп состоит в том, что подросток в таком кратковременном объединении, насчитывающем обычно 10-12 новых детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый подросток может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т. е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.
Первая часть подготовки к походу посвящается понятию экологии взаимоотношений, где делается упор на то, что экология человеческих отношений важна не меньше, чем чистота природной среды обитания, что обеспечивает биологические условия нашего существования. Формируя в человеке положительные личностные качества, мы помогаем создавать взаимосвязи, необходимые для жизни в обществе. Далее, исходя из количества новичков в группе, выбирается и разрабатывается несложный маршрут движения, места предполагаемых стоянок, прорабатываются возможности форс-мажорного схода группы с маршрута. К числу важных моментов в организации коллектива с переменным составом относится разновозрастное построение объединений подростков.
Разновозрастный состав туристских коллективов уменьшает обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Подросток испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие. Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе туристского коллектива в целом, где находятся коллективы, разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности. В детском коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Кратковременный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших.
Ежегодно отправляясь в походы, на туристские сборы, коллективы обновляются и меняются в течение всего времени, но внутри коллектива сохраняются в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы учащихся. В процессе прохождения маршрута (10-13 дней, видно, как изо дня в день меняются и крепнут отношения в группе под воздействием совместной деятельности, организации быта, коллективного проведения досуга, преодоления препятствий на маршруте и других объективных обстоятельств.
Целенаправленная организация разветвленного подросткового коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коммуникативных качеств личности каждого ребенка. Формирование объединения, несомненно, способствуют воспитанию у подростков определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Главное в объединении - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку.
Для разработки структурно-функциональной модели социализации и сопровождения подростков, мы использовали записи походных дневников, отчетов по походам, походные фотоархивы, тесты - опросники для выяснения изменений происходящих внутри коллектива.
Основным же методом исследования для нас стали методы: полевых наблюдений, анкетирования и комплексный исследовательский метод.
По итогам применения структурно-функциональной модели социализации во время проведения туристско-краеведческой деятельности (на примере похода) можно сделать следующие выводы:
1. На формирование здорового микроклимата взаимоотношений в кратковременном коллективе влияют внешние и внутренние причины. Внешние – заключаются в совместном проживании каких-либо событий, природных явлений, преодолении препятствий, что помогает формированию доверительных отношений в группе, пониманию выражения «чувство локтя». Внутренние причины зависят от уровня психологического и духовного развития каждого участника туристической группы, от того, каким видит складывающийся коллектив каждый из нас и насколько каждый готов работать над созданием благополучного коллектива, где будет чувствовать себя комфортно.
2. Сложившиеся отношения между участниками похода на 70% могут быть транслированы в последующем на уровень повседневных отношений: это общение в школе между одноклассниками, учителями, знакомыми.
3. Закладывающиеся в походных условиях понятия неконфликтного общения, коллективизма, взаимовыручки, основы системы здоровых взаимоотношений ценны сами по себе и вполне могут быть использованы в повседневном социальном опыте.
Туристско-краеведческая деятельность, привлекающая детей своей спецификой и широкой возможностью для проявления деятельности, развития способностей, реализации своих позитивных потребностей и самоопределения, организованная педагогически целесообразно является действенным средством, дающим огромные положительные результаты.
Пройдя трехлетнее обучение в детских объединениях туристско-краеведческой направленности, можно уверенно сказать, что наши воспитанники не просто учащиеся МБУ ДО ЦДЮТур, а обладающие глубокими знаниями, прочными навыками, умениями, но и способные к постоянному самообучению и творческой самореализации.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что роль учреждений дополнительного образования и туристско - краеведческая деятельность ориентирована на формирование у детей ключевых компетенций для дальнейшей жизни: историко-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-мировоззренческих, что позволит им в дальнейшем занять достойное место в социуме.
Литература:
1. Архандеева Г. А. Педагогическое руководство формированием жизненных стратегий подростков-воспитанников учреждения дополнительного образования (на примере детского экскурсионно-туристского центра) : Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1999.
2. Конасова Н. Ю. Социально-педагогические проблемы учреждений дополнительного образования. Методический практикум. СПБ, 1997.
3. Константинов Ю. С. Туристско - краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. — М. : Изд-во ЦЦЮТиК, 2001.
4. Соколова Н. А. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования // Дополнительное образования. -2004, №8.
5. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей // О туристко-краеведческом движении обучающихся «Отечество» Сб. нормативных и дополнительных материалов для дополнительного образования детей. / Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС М. 2000.