Елена Юрьева
Планирование занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
для средней группы
(март, апрель, май)
МАРТ
Рисование, Тема: «Русские красавицы» - учить детей изображать портрет веселой мамы (бабушки, сестры): шея украшена бусами, уши- серьгами, глаза внимательно смотрят в сторону на подарок (букет цветов, торт и т. д.); воспитывать любовь к маме.
Публикация «Планирование занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности,» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- ИЗО. Планирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Темочки
1. Внимательно рассмотреть с детьми женские портреты, выполненные разными художниками (И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», В. Тропинина «Пряха») - обратить внимание на разнообразие женских причесок, украшений, на выражение женских глаз.
2. Объяснение пословиц: «Сердце матери лучше солнца греет», «При солнышке тепло, при матери добро» - продолжать знакомить с поизв. малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок.
3. Игра «Назови ласково» - пробуждать желание исследовать и искать слова (Мама – мамуленька, мамочка, матушка, маменька).
4. Слушание песни Ю. Чичкова «Наши мамы самые красивые»
5. Предложить детям украсить растительным орнаментом бумажную тарелочку – использовать элементы хохломской росписи.
6. Художественное творчество «Поздравительная открытка для мамы» (аппликация) - воспитывать потребность сделать приятное маме.
Рисование + аппликация, Тема: «Весенние цветы для моей мамы» - учить изображать цветы в различных техниках и вырезывать их из бумаги, составлять из них композицию; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.
1. На прогулке полюбоваться красотой природы, обратить внимание на очарование первых весенних цветов (мать-и-мачеха, гусиный лук и др.) . Объяснить, что все первые весенние цветы радуют человека, из сочетания их золотистых оттенков складывается первая гамма в весеннем цветочном календаре.
2. Предложить краски для получения новых цветов и оттенков, помочь в овладении приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.
3. По возможности познакомить детей с первыми весенними цветами. Подвести детей к эмоциональному отклику на восприятие их цвета.
4. Предложить детям краски для закрепления простых приемов: примакивания и набрызга - с использованием клеевой кисти.
5.Работа с родителями: Оформить альбом «Цветы», состоящий из детских рисунков.
Рисование + аппликация, Тема: «Что за чай без самовара» - продолжать знакомить детей с гжельской керамической посудой; учить рисовать гжельскую розу и др. элементы росписи, составляя узор на чайной чашке и блюдце; вырезать чайную пару и наклеивать на общую работу.
1. Беседа «Голубая гжель» - познакомить детей с русским народным промыслом гжельской керамической посудой; рассмотреть элементы росписи.
2. Рассмотреть самовар – познакомить детей с самоваром, с названием его частей, обычаем русского народа угощать гостей чаем.
3. Художественное творчество «Угощение для Кузи» - предложить слепить баранки, бублики из соленого теста.
4. Слушание р. н. песни «Ой, блины мои, блины» в исполнении фольклорной группы «Росиночка».
5. Хороводная игра «Каравай» - закрепить слова, развивать двигательную активность, вызвать эмоциональный отклик.
6. Д/И «Девочка Огонек и девочка Льдинка» - научить детей составлять теплую и холодную цветовую гамму.
7.Работа с родителями: оформить выставку детских работ.
Рисование, Тема: «Птица счастья» - познакомить с образом птицы – символом добра, счастья, благополучия; учить создавать образ сказочной птицы по мотивам образов, созданных народными мастерами (архангельские птицы из щепы, гжельские, хохломские)
1. Внести в группу веточки тополя - предложить вдохнуть аромат почек, полюбоваться совершенством их формы, гармонией цвета.
2. Предложить краски для их смешивания и получения новых оттенков.
3. Предложить детям украсить растительным орнаментом бумажную тарелочку – использовать элементы хохломской росписи.
4. Инд. раб. «Роспись птицы» (рисование) - учить концом кисти наносить точки, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, полоски.
5. Рассказать о том, как художник Юрий Васнецов рисовал волшебные цветы и деревья.
6. Инд. раб. «Украсим кукле платье» (рисование) - предложить нарисовать платье для кукол и украсить его народным орнаментом.
7.Работа с родителями: Оформление информационного стенда «Творчество художника - иллюстратора Ю. Васнецова» - познакомить родителей с творчеством художника Ю. Васнецова, объяснить, что его рисунки созданы по мотивам дымковских узоров, поэтому дети эмоционально реагируют на его произведения графики.
Лепка Тема: «Жаворонки прилетите – весну принесите» - формировать умение детей лепить птиц из соленого теста, из целого куска путем раскатывания его в жгут, завязывания в узел; мелкие детали делать способом прищипывания и расплющивания; глазки сделать из гречневой крупы.
1. Рассмотреть репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» - беседа по содержанию картины.
2. Компьютерная презентация «Сороки» - познакомить детей с праздником прилета птиц сороки; развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы.
3. П/И «Птички в гнёздышках» - развивать двигательную активность.
4. Д/И «Назови птиц которые прилетают к нам весной» - предложить рассмотреть картинки птиц, вспомнить названия
5. Организовать выставку пейзажной живописи по теме «Весна».
6. Рассмотреть альбом с иллюстрациями дымковской игрушки.
7. Инд. раб. Побудить детей на основе игровой мотивации выполнять работы в технике обрывания бумаги (по своему желанию)
8.Работа с родителями: привлечь родителей испечь настоящих жаворонков и устроить чаепитие.
АПРЕЛЬ
Рисование, Тема: «Солнышко – ведрышко покажись» - создавать образ солнышка, передавать свое отношение к солнышку средствами изобразительной деятельности.
1. На прогулке обратить внимание на приход весны. Полюбоваться набухшими почками, первой травой, цветами, небом, солнцем.
2. Разместить на «Полочке красоты» веточки с набухшими почками клена, тополя, черемухи и т. д.
3. Предложить краски для активного экспериментирования с ними.
4. Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода» - формировать умение детей воспринимать пейзажную живопись; беседа по картине.
5. Игра «Солнышко» - разучить слова игры.
6. Игра «Скажи, какое?» - подобрать прилагательные-определения (солнышко-яркое, светлое, лучистое; небо-голубое, лазурное, ясное).
7. Рассмотреть иллюстрации с изображением подснежника. Предложить вслушаться в название этого цветка и догадаться, почему его так назвали.
8.Работа с родителями: Оформить папку- передвижку на тему: «Советы родителям по работе с краской и соленым тестом».
Лепка Тема: «Козонька рогатая, козонька бодатая» - продолжать знакомство с филимоновской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства; создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки; закрепить способ лепки козлика на основе овоида или цилиндра.
1. Чтение сказок «Два козлика», «Две козочки» - развивать интерес к устному народному творчеству; желание слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев.
2. Игра «Шла коза по лесу» - закрепить слова и правила игры.
3. Предложить детям бумагу разной фактуры для вырезывания фигур округлой формы и наклеивания их на бумагу.
4. Предложить гуашь и восковые мелки для раскраски различных изображений.
5. На прогулке обратить внимание на весеннюю погоду, полюбоваться вместе с детьми пушистой вербой, вдохнуть аромат клейких почек тополя.
6.Работа с родителями: Оформить выставку детских рисунков с использованием нетрадиционных техник рисования.
Аппликация, Тема: «Украшение яиц» - продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи; закрепить умение украшать силуэт яйца методом мозаичной живописи в теплой или холодной гамме. Развивать творчество, эстетическое восприятие.
1. Компьютерная презентация «Пасха – светлое Воскресенье Христово» - познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, развивать интерес к традициям народа: красить яйца, печь куличи; воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.
2. Сюрпризный момент: обратить внимание детей на корзину с деревянными крашенными яйцами – посанками и крашенками – рассмотреть, полюбоваться, выбрать понравившееся.
3. Слушание колокольного звона – аудиозапись.
4. Игра «Чьё яйцо дольше прокрутится» - дети одновременно раскручивают яйца, как волчок; выигрывает тот, чьё яйцо дольше прокрутится.
5. Игра «стуканье яиц» - дети бьются яйцами, ударяя их друг о друга, чьё яйцо крепче, тот и выиграл.
6. Индив. раб. Предложить детям рисовать пальцем на подносах, заполненных крупой: орнамент в овале.
7. Организовать выставку книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
8. Индив. раб. Предложить детям пластилин для лепки простейших предметов округлой формы, изменяя их с помощью налепов, дополняя деталями.
9.Работа с родителями: Анкетирование на тему: «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей».
МАЙ
Рисование + Аппликация, Тема: «Пограничники не дремлют у родного рубежа» - учить рисовать военную технику (самолеты, танки, корабли) и вырезывать их из бумаги, составлять из них композицию; воспитывать уважение, чувство благодарности к защитникам отечества.
1. Рассказ педагога о празднике День Победы, о традиции русского народа с давних времен защищать Родину-мать.
2. Слушание песни День Победы (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) – познакомить с муз. творчеством на военную тематику.
3. П/И: «Тяжело в ученье-легко в бою», «Самолеты», «Моряки» - воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.
4. Рассматривание иллюстраций с изображением различных родов войск.
5. Поиграть с детьми в игру «Что на что похоже?» - рассмотреть с детьми рисунки-силуэты; предложить соотнести силуэты предметов с черно-белыми картинками.
6.Работа с родителями: Оформить альбом «Памятники защитникам нашей Родины».
Аппликация, Тема: «Как я люблю одуванчики» - развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в природе.
1. Предложить детям из риса выложить головку одуванчика, а стебелек и листья - из гречки.
2. Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е. И. Чарушина
3. Индив. раб. «Цветы весны» - изображение веточки сирени или черемухи и окружающего их фона методом мозаичной живописи в теплой или холодной гамме. Развивать творчество, эстетическое восприятие.
4. Рассмотреть с детьми репродукции произведений художников: П. Кончаловского «Сирень», В. Дмитриевского «Черемуха цветет», М. Сарьяна «Цветы» и др. - обратить внимание на то, как художники передают свое отношение к цветам. Напомнить детям приемы работы гуашевыми красками методом мозаичной живописи, при изображении веточки сирени или черемухи.
5. Предложить краски для получения новых цветов и оттенков, помочь в овладении приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.
6. На прогулке обратить внимание на красоту распустившейся сирени и других цветущих растений на участке детского сада.
7.Работа с родителями: Оформить альбом «Цветы», состоящий из детских рисунков.
Лепка Тема: «Мы печем пшеничные пироги отличные!» - рассказать детям о труде, ремесле, объяснить смысл пословицы «Труд кормит и одевает»; закрепить приемы оттягивания, прищипывания, раскатывания.
1. Компьютерная презентация: «Делу – время, потехе - час» - дать понятие о труде взрослых как жизненной необходимости; рассказать о мастерах – ремесленниках: кузнец, плотник, сапожник, хлебопек.
2. Игры «Кому, что нужно для работы?», «Что делает плотник?».
3. Предложить детям краски для закрепления приема вливания цвета в цвет.
4. Рассмотреть с детьми работы, выполненные ими в начале года, сравнить с теми, которые они выполнили сейчас. Подробно проанализировать достижения каждого ребенка.
5. Предложить детям выложить журавлика из семечек дыни или тыквы по силуэту.
6. Рассмотреть картину П. П. Кончаловского «Сухие краски»
7. Разместить букет сирени на «Полочке красоты».
8. Предложить детям пластилин для закрепления приемов оттягивания, прищипывания.
9. Подведение итогов и проведение диагностики.