Дмитрий Николаев
Программа туристско-краеведческой направленности «Юные разведчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»
ЮНЫЕ РАЗВЕДЧИКИ
Педагог дополнительного образования
Николаев Дмитрий Александрович
Итатский
2015
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Задачи
3. Формируемые компетенции
4. Учебно-тематический план
5. Содержание образования
1. Пояснительная записка
Публикация «Программа туристско-краеведческой направленности „Юные разведчики“» размещена в разделах
- Разведчики
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
1.1. Программа «Юные разведчики» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида туристско-краеведческой направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
1.2. Актуальность программы определяется необходимостью приобщения молодёжи к здоровому духовному и физическому образу жизни, развития у неё мотивации к социально полезной деятельности, формирования навыков некриминального пути социализации в современном мире. Эта проблема является первостепенной потому, что:
в молодёжной среде посёлка всё шире проявляется общее падение нравственности, гражданственности и патриотизма из-за тотального навязывания чуждых ценностей потребления, цинизма, гедонизма и разврата;
посёлок значительно отдалён от центров культуры, имеющаяся в нём культурная инфраструктура слабо развита;
в условиях роста числа природных и техногенных катастроф молодые люди должны владеть умениями и навыками, необходимыми при действиях в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях;
юноши в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» должны быть готовы к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.
1.3. Педагогическая целесообразность программы выражается в определенной мере педагогического вмешательства, разумной достаточности в обучении. Предусмотренное программой содержание образования дополняет воспитательную деятельность семьи и школы и направлено на формирование у учащихся внутренней культуры, характера, дисциплины, воли, коллективизма, воспитание уважения к окружающим, старшим, готовности оказать помощь слабым и нуждающимся, способности к адаптации в современном обществе.
1.4. Отличительной особенностью программы является её комплексный характер. Предусмотренное ею содержание образования с учетом ближних и дальних перспектив, возрастных, половых и психологических особенностей учащихся предполагает расширение у них объёма знаний, формирование нужных для жизни умений и навыков, которые могут применяться в жизни сразу, по принципу «Здесь и сейчас!», выработку таких нравственно-волевых качеств личности, как твердость духа, воля, терпение, настойчивость.
1.5. Цель программы – формирование духовно-нравственной личности с развитыми умениями и навыками, необходимыми для творческого освоения мира, продолжения образования.
1.6. Программа является модифицированной. В её основу заложена программа Шишлянникова С. М. «Юные разведчики». При этом взятые из неё разделы «Разведчество», «Родиноведение», «Специальная подготовка» и «Скаутская практика» адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога. Также в программу включены внеаудиторные занятия – экскурсии, походы, встречи, слёты, соревнования, участие в ежегодном международном слете-фестивале скаутов Джамбори «Колесо времени», профильных сменах ГАОУ ДОД «Детский образовательно-оздоровительный (профильный) центр «Сибирская сказка» и другие, направленные на обучение учащихся способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков на практике для поддержания высокого уровня их умственной и физической работоспособности.
1.7. По структуре программа является комплексной, включающей разделы «Разведчество», «Духовное воспитание», «Родиноведение», «Специальная подготовка» и «Скаутская практика», направленные на реализацию единой цели.
1.8. По содержанию деятельности программа является познавательной с элементами развивающей, спортивно-оздоровительной и социально адаптирующей деятельности.
1.9. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – нацеленной на вооружение новыми знаниями и прикладными навыками и умениями, дающими возможность реализовать себя в разных сферах практической творческой деятельности.
1.10. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний и формирующей предметные и ключевые компетенции в предусмотренных ею областях знаний.
1.11. Исходной теоретической основой программы являются положения о
формировании полноценной личности с высоким общекультурным уровнем, развитыми творческими способностями, сформированными практическими умениями и социально значимыми личностными качествами;
1.12. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить обучение и воспитание к индивидуальным физиологическим, психологическим качествам каждого молодого человека.
1.13. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого молодого человека.
1.14. Срок реализации программы :
программа рассчитана на 1 года обучения;
общая продолжительность обучения (216 учебных часа в год).
1.15. Режим занятий:
занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа, включающие непосредственно занятия продолжительностью 45 минут и перерыв (перемену) между занятиями продолжительностью 15 минут;
принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.16. Возраст обучающихся: 12 – 18 лет.
1.17. Количество обучающихся в группе: не менее 15 человек.
1.18. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.19. Формы занятий:
1) аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются теоретические и практические занятия;
2) внеаудиторные занятия – экскурсии, походы, встречи, слёты, соревнования, участие в ежегодном международном слете-фестивале скаутов Джамбори «Колесо времени», профильных сменах ГАОУ ДОД «Детский образовательно-оздоровительный (профильный) центр «Сибирская сказка» и другие.
1.20. Формы подведения итогов реализации программы :
текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;
промежуточный контроль в ходе первого и второго года обучения в режиме работы центра без специально отведённого для него времени в форме мониторинга
участия учащихся в туристско-краеведческой и социально полезной деятельности;
итоговый контроль в конце третьего года обучения в форме мониторинга участия учащихся в туристско-краеведческой и социально полезной деятельности в течение трёх лет обучения.
2. Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
дать знания по скаутингу и углубить по родиноведению;
развивать и совершенствовать умения и навыки по разделам специальной подготовки и скаутской практики;
формировать человека и гражданина, обладающего высокими морально-волевыми качествами, гражданско-патриотическими и интернациональными убеждениями, уважающего культурное и историческое наследие народов России;
4. Учебно-тематический план
Темы занятий Часов
всего теория практика
1 год обучения 216 56 160
1. Вводный цикл 2 2
2. Разведчество 10 10
3. Духовное воспитание 12 12
4. Родиноведение 14 8 6
5. Специальная подготовка 108 18 90
6. Скаутская практика 70 6 64
5. Содержание образования
1 год обучения
1. Вводный цикл (2ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с содержанием программы. Закрепление правил техники безопасности и охраны безопасности жизни и здоровья. Пропаганда здорового образа жизни, преодоления поведенческих факторов риска для здоровья – употребления наркотиков, алкоголя, курению, ранних половых контактов и др. Обсуждение материалов периодической печати по вопросам здоровьесбережения.
2. Разведчество (10ч.)
Теоретическая часть. Кто такие скауты. Основная символика скаутов: салют, девиз, галстук, рукопожатие, гимн. Структура скаутского объединения: звено, отряд, дружина, отдел. Форма. Знаки различия: разряды, награды, значки, звания. Законы и заповеди скаутов. Скаутские традиции. Осенний, зимний и весенний многодневные слёты скаутских отрядов северных районов Кузбасса.
3. Духовное воспитание (12ч.)
Теоретическая часть. Понятие базовых национальных ценностей. Патриотизм как любовь к Родине, к своему народу, служение Отечеству. Социальная солидарность как свобода личная и национальная, доверие к людям, государству, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Семья как любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. Труд и творчество как уважение к труду и людям труда, творчество, созидание, целеустремлённость и настойчивость. Наука как ценность знаний, стремление к истине, научная картина мира.
4. Родиноведение (14ч.)
Теоретическая часть. Гимн, флаг, герб России. Знакомство с картой современной России. Исторические периоды страны. Дни воинской славы России.
Практическая часть. Подготовка и проведение праздников Дня народного единства (4 ноября) и Защитника Отечества (23 февраля). Организация и проведение велопробега, посвящённого Дню Победы (9 мая). Экскурсии в музеи, картинные галереи посёлка, района, Кузбасса. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, замечательными людьми посёлка, района, Кузбасса.
5. Специальная подготовка (108ч.)
Теоретическая часть. Строй, команды, подаваемые голосом, свистком, руками. Правила выполнения физических упражнений. Работа с картой и компасом. Основы гигиены, здорового образа жизни. Физзарядка и закаливание. Профилактика травматизма и оказание домедицинской помощи.
Практическая часть. Отработка строевых приёмов. Упражнения на силу, гибкость, ловкость, выносливость, быстроту. Приёмы самостраховки. Передвижения и стойки (фронтальная, боковая). Соревнования по направлениям специальной подготовки.
6. Скаутская практика (70ч.)
Теоретическая часть. Основные сигналы бедствия и способы передачи их. Обращение с ножом, топором, пилой, лопатой. Меры безопасности. Скаутские знаки.
Практическая часть. Первая медицинская помощь. Многодневные походы с целью творческого применения полученных знаний, умений и навыков на практике, деятельности по охране природы и подготовки к сдаче нормативов на значок «Турист России». Участие в ежегодном международном слете-фестивале скаутов Джамбори «Колесо времени», профильных сменах ГАОУ ДОД «Детский образовательно-оздоровительный (профильный) центр «Сибирская сказка».