Евтихова Ольга
Формирование культуры безопасности в быту у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ
У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Согласно Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» решение проблем безопасности возможно только при применении комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В этом письме впервые уделяется внимание формированию культуры безопасности воспитанников образовательных учреждений. Этот вопрос нашёл своё отражение и в ФГОС ДО от 17.10.2013г. № 1155.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ставится задача формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение ребенком мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни. Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, способными представлять угрозу для его физического и психического здоровья.
Дошкольники XXI века уже умеют самостоятельно
пользоваться многими бытовыми приборами и техникой: телевизором,
пылесосом, саундбаром, планшетом и компьютером и т. п., что указывает не
только на рост их самостоятельности, огромный прорыв в развитии науки и
техники, но и на изменение отношения современных родителей к
выполнению своих обязанностей по воспитанию ребенка.
Будучи предоставленными сами себе, старшие дошкольники не
усваивают элементарных знаний, которыми они должны обладать в этом
возрасте, особенно бытовых и связанных с их безопасностью, последствия
незнания которых могут быть фатальными для них. Многие современные
дети, имеющие свободный доступ к бытовым приборам, не знают базовых
правил техники безопасности при обращении с ними, не знают возможных
последствий их нарушения, а ведь дошкольники по своей природе весьма
любопытны и любознательны, им интересно внутреннее устройство
предметов, также им хочется быть похожими на своих взрослых родителей, они стремятся помочь им, чем нередко подвергают свою жизнь и здоровье
опасности. Кроме того, дошкольники еще недостаточно осторожны, им пока
сложно прогнозировать последствия поступков, их любопытство
превалирует над чувством опасности.
Вопросы формирования культуры безопасности в быту у дошкольников отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, К. Ю. Белой, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, В. Н. Мошкина, Л. Л. Тимофеевой, Т. Г. Хромцовой и др.
Принимая во внимание все перечисленное, мы можем говорить о том, что изучение педагогических условий формирования культуры безопасности в быту дошкольников с целью ее последующего совершенствования является актуальной проблемой дошкольной педагогики.
Понятие о культуре безопасности
Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчив незрелая, формирующаяся личность ребенка. Экологические проблемы большого города зачастую являются причиной астенизации, снижения энергичности и жизнестойкости у подрастающего поколения. Развитие и повсеместное распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Сложность и неоднозначность межличностных отношений, выстроенных на потребительских ценностях, дискредитации многих нравственных ориентиров, приводят к социальной, когнитивной, эмоциональной инфантилизации детей и подростков, к формированию у них чувства беспомощности в выстраивании отношений и самостоятельном решении жизненных проблем.
Безопасность является не только важной характеристикой, но и критерием функционирования, стабильности и развития любой системы. Личность ребенка как особо гибкая и подвижная, неустойчивая система особенно нуждается в обеспечении защищенности ее интересов, потребностей, так как только в условиях безопасности возможно полноценное формирование личности.
По мнению С. В. Петрова, культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.
Цель культуры безопасности - безопасность (состояние среды, достигаемая через совокупность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека, достигается данное состояние через формирование личности - носителя специфичных качеств (личности безопасного типа).
На протяжении всего пути развития человечества вопросам культуры безопасности личности уделялось большое внимание в связи с тем, что человека всегда окружали и окружают различные опасности, которые со временем не только не уменьшаются, но их становится еще больше.
Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания, является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.
Вопросы культуры безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В. А. Алексеенко, В. С. Белов, В. А. Левицкий, О. Н. Русак, И. М. Сеченов, Э. Я. Соколов, И. К. Топоров и др.). В работах отечественных психологов В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. В. Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.
Вопросы привития навыков основ культуры безопасности детям дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
В научной литературе существует огромное количество различных определений понятия «безопасность».
Изначально понятие «безопасность» долгое время входило и было неразрывно связано общими понятиями медицины, экологии и других естественных наук. В дальнейшем с интенсивным техническим развитием встал вопрос о самостоятельности понятия «безопасность» и формирования его в отдельную науку.
В педагогике под безопасностью принято понимать «состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз» .
В психологии под безопасностью понимается «состояние человека или характеристика соответствующей обстановки, в которой человек чувствует себя достаточно комфортно, не боится говорить, то, что думает, и делать то, что ему хочется делать в данный момент времени» .
Воспитание культуры безопасности – одно из приоритетных направлений педагогики безопасности. В статье «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников как одна из ключевых задач современного образования в области безопасности человека» Л. М. Таутиева отмечает, что педагогика безопасности имеет предпосылки для выделения в новое научное направление в педагогике и ставит перед собой задачи изучения закономерностей обучения, воспитания и развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности. Являясь компонентом общечеловеческой культуры, культура безопасности должна стать одной из основополагающих целей процесса воспитания.
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка мы понимаем совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.
В Федеральном государственном образовательном стандарте в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования определены основные задачи в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасности у дошкольников.
Формирование основ безопасности у дошкольников необходимо осуществлять через решение следующих задач:
- формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- формирование элементарных представлений о правилах безопасности
дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
- воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Культура безопасности — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Главная цель воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, по мнению Л. В. Таутиевой – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания.
Осознанное отношение предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению с существующим в обществе нормативным социокультурным представлениям. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что формирование культуры безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста - первостепенная задача в педагогической деятельности воспитателей ДОУ. Оно должно быть направлено на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь. Необходимо подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Диагностика сформированности культуры безопасности в быту у дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
Экспериментальное исследование проводилось в старшей группе МБОУ «Детский сад № 66 «Белочка» г. Смоленска. В нем принимал участие 31 ребенок в возрасте 5 – 6 лет.
Целью констатирующего этапа эксперимента являлось определение начального уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Мы определили задачи констатирующего этапа эксперимента и диагностический инструментарий, позволяющий эти задачи решить. Мы исходили из того, что культура безопасности имеет трехкомпонентный состав: 1) осознанное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, 2) знаний и 3) умений распознавать и оценивать опасные ситуации в повседневной жизни, определять способы выхода из них.
С целью выявления уровня сформированности отношения детей к личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни мы использовали индивидуальные беседы, опросы, наблюдение, обсуждение различных бытовых ситуаций.
Для определения уровня сформированности знаний о культуре безопасности в быту, причинах возникновения опасных ситуаций в повседневной жизни, их предотвращения и выхода из них была использована дидактическая игра «Можно – нельзя» с использованием фотографий детей, тематических картинок.
С целью изучения уровня сформированности умений распознавать и оценивать опасные ситуации в повседневной жизни, определять способы выхода из них нами использовалось наблюдение за поведением детей в повседневной жизни, на прогулке, в спортивном зале, за обеденным столом.
1. Для определения начального уровня сформированности отношения к личной безопасности у детей старшего дошкольного возраста была использована методика на основе Парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторов Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной и заключалась в опросе детей.
2. Для диагностического исследования определения уровня сформированности знаний о культуре безопасности в быту использовалась методика с использованием рекомендаций и диагностических материалов Программы «От рождения до школы» под редакцией авторов Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Она предусматривает выполнение детьми диагностических заданий и проводилась по разделу «Безопасность собственной жизнедеятельности».
3. Для определения уровня сформированности умений распознавать и оценивать опасные ситуации в быту использовали такой метод диагностического исследования как педагогическое наблюдение за воспитанниками.
Задачи:
- выявить навыки распознавать и оценивать опасные ситуации в повседневной жизни, находить способы выхода из них,
- определить, как ребенок применяет в жизни свои знания и умения;
- определить уровень интереса детей к правилам безопасности жизнедеятельности в группе, в быту и применение их в повседневной жизни.
Педагогическое наблюдение проводилось за воспитанниками и их поведением в повседневной жизни в течение 2 недель.
Были определены следующие параметры для наблюдения:
- соблюдение правил поведения в группе (проявлять уважение к старшим, обращаться к воспитателям и младшим воспитателям по имени, отчеству и на «Вы», к незнакомым взрослым - тоже на "Вы", старшие дошкольники пропускают вперед младших дошкольников; мальчики – девочек, уважительно и вежливо относиться к работникам детского сада, спускаться и подниматься по лестницам, держась за поручни, соблюдать дистанцию, не толкать и не перегонять друг друга, не кричать, говорить спокойно, дошкольники должны проявлять внимание и осторожность во время еды, помогать другим, когда им нужна помощь, аккуратно обращаться с игрушками и другими предметами развивающей среды, а также со своими и чужими вещами, выполнять требования воспитателей и других работников детского сада);
- соблюдение необходимых правил поведения в спортивном зале (нельзя без разрешения пользоваться спортивным инвентарём, бегать по залу, кричать, передвигать тяжёлые предметы, бросать спортинвентарь в товарищей; во время физкультурного занятия строго следовать указаниям воспитателя и инструктора по физической культуре; не толкать товарищей, не подставлять им подножки; стараться правильно выполнять упражнения, чтобы не повредить свои части тела, аккуратно работать со спортивным инвентарем.)
- соблюдение правил поведения на прогулке (выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом, не подходить и не трогать незнакомые пакеты и сумки, не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть доброжелательным и вежливым, не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя, не играть с острыми предметами, не бегать с игрушками и не отбирать их у других, не разбрасывать игрушки, не кидаться песком, землёй, снегом, не подходить к собакам и кошкам, не трогать грибы и ягоды и не есть их, не ломать деревья, кусты, замахиваться руками на насекомых, не ловить и не убивать их, не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.)
Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, было выявлено, что у воспитанников старшей группы недостаточно сформированы знания и умения по культуре безопасности в быту. Ребята показали свои знания об источниках опасности, мерах предосторожности и номерах экстренных служб, раскрыли отношение к личной безопасности, но эти знания и умения распознавать опасные ситуации в жизни недостаточно полны и не всегда применяются в повседневной жизни. Поэтому данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по формированию основ культуры безопасности в быту у детей.