Папки-передвижки

Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста посредством игровых приёмов

Елена Балякишева
Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста посредством игровых приёмов
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста.

Психологи считают, что на время от рождения до трёх лет жизни ребёнка приходится сензитивный, то есть наиболее благоприятный для восприятия период усвоения порядка. Именно до трёх лет малышу легче всего усвоить распорядок дня со всеми гигиеническими процедурами и элементарные нормы поведения в ближайшем окружении, и они войдут у него в стойкую привычку. Естественно, это возможно, если в детском саду и дома будет проводиться систематическая, планомерная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста посредством игровых приёмов» размещена в разделах

Детей приучают правильно сидеть за столом во вовремя еды, аккуратно есть, тщательно бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться стоговыми приборами, салфеткой, учат тому, что и как едят, знакомят с разновидностями посуды, учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать в полголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей, обращают внимание на красоту правильно сортированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик»

Для формирования культурно-гигиенических навыков необходимо соблюдать ряд условий. К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Для формирования культурно-гигиенических навыков важно было также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей.

Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно -образовательной работы с детьми: в режимных моментах, в повседневном общении, в играх и т. д. Мною замечено, что правила легче всего запоминаются в игре, а не в обстановке постоянных упреков и наказаний за пролитый суп и мокрые штанишки. В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию я использую игровые приемы в различных формах организации детей: занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешек, организую совместные игры. За каждое очередное достижение всегда хвалю, а в случае неудачи – обязательно оказываю помощь, утешаю и обещаю, что в следующий раз будет легче. Такие методы как похвала, утешения и обещания способны очень помочь крохе, вступающему в большой мир. Если же ребенок в плохом настроении, не настаиваю на занятии такими сложными вещами, как застежки и пуговицы.

В ходе игр – занятий раскрыть детям последовательность процесса умывания, одевания. А соблюдение режима дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, Здесь я так же стараюсь использовать различные игровые приемы. В процессе одевания были использованы игровые моменты, чтобы создать эмоциональный настрой. Малыши любят, когда с ними разговаривают. От лица собаки Дружка спрашиваю: «Дима, у тебя новые сапожки! Кто тебе ее купил?». И мальчик старается сам надеть сапожки. Если ребенок одел что-то сам, его нужно похвалить.

Навыки самообслуживания закреплялись во время дидактических игр «Одень Катю на прогулку» и др. и игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка. Нужно научить детей правильно мыть руки и пользоваться индивидуальным полотенцем. Сделать так, чтобы малыши не боялись воды, но умываться не умели: подставят руки и держат под водой. Надо вместе с детьми рассмотреть схему умывания. Объяснить им, что сначала нужно намочить руки, намылить их мылом (сделать пенку, а затем смыть водой из под крана. В процессе умывания также использовать потешки «Водичка, водичка…» и др. Полученные навыки закрепить, рассматривая сюжетные картинки в дидактических играх «Научим Катю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купаем кукол». Во время кормления следить, чтобы дети правильно сидели за столом. Первое время приходилось пользоваться нагрудными салфетками, но постепенно дети научаться есть аккуратно. Так же пользоваться бумажными салфетками и говорить «Спасибо» после еды. Навык культуры поведения закрепить можно с помощью игр и игрушек.

Постепенно дети овладевают основными культурно – гигиеническими навыками. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются.

Для того чтобы воспитание навыков гигиены и самостоятельности были едиными в дошкольном учреждении и в семье, нужно вести систематическое и целенаправленное взаимодействие с родителями.

В начале года я можно повести день открытых дверей с демонстрацией режимных моментов, а затем родительское собрание, на котором познакомить пап и мам с задачами воспитания навыков самообслуживания. Рассказать о значении положительных привычек в жизни ребенка.

В результате деятельности по формированию культурно – гигиенических навыков у большинства детей сформировываются умения правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи

Важно ежедневно повторять малышам, что все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце. В этом случае мне необходимо воспитывать собственников своих гигиенических принадлежностей.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста посредством игровых приёмов
Опубликовано: 30 ноября 2024 в 13:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста посредством игровых приёмов» (включая файлы) размещена пользователем Елена Балякишева (УИ 130361) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД