Зайцева Юлия Владимировна
Формирование коммуникативных способностей у детей с ЗПР посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Ребёнок, который не умеет общаться робок и замкнут, либо проявляет конфликтность. Не умение по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не умение договариваться, не умение адекватно выражать свою симпатию мешает ребёнку наладить дружеские отношения и вынуждает к игре в одиночестве.
Публикация «Формирование коммуникативных способностей у детей с ЗПР посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Большинство моих воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испытывают трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Кроме того, они мало способны осознавать и контролировать свои эмоции, у них часто проявляется негативизм, бурное и резкое выражение чувств, которые они не умеют сдерживать – кричат, топают ногами, бросают предметы, падают на пол; либо замкнутость, плаксивость, отсутствие реакции на похвалу и критику. При этом регуляция деятельности и поведения мало сформирована.
Одним из методов развития коммуникативных навыков, который я использую в своей практике, является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность носит игровой характер и способна увлечь ребенка, удовлетворить его потребность в активном действии.
Театрализованная деятельность решает множество задач:
- облегчает адаптацию ребёнка к детскому саду,
- развивает эмоциональную сферу,
- позволяет реализовать творческие возможности детей,
- способствует речевому развитию,
- формирует умение взаимодействовать с детьми и взрослыми в соответствии с социальными нормами.
Как показывает практика, дети с ЗПР из-за низкого уровня общего и речевого развития испытывают трудности в процессе адаптации к детскому саду. У ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни, это его пугает и настораживает. Чтобы помочь малышу преодолеть страх и установить контакт я использую куклы бибабо, приводимые в движение с помощью пальцев руки.
Большинство кукол созданы мной. Вот это мои авторские куклы. Они помогают мне установить контакт с ребенком, ведь знакомый персонаж вызывает меньше страха и опасений, с ним малыш быстрее идет на контакт. Любимые сказочные герои помогают ребенку окунуться в эмоционально-комфортную для него среду, и адаптация проходит значительно легче.
Трудности приспособления к детскому коллективу обусловлены ещё и тем, что у детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоционально-волевой сферы. Как правило, дети с задержкой психического развития характеризуются эмоциональной неустойчивостью, аффективностью, стереотипностью поведения, узостью и кратковременностью проявления эмоций.
Театрализованная деятельность помогает сформировать у детей эмоциональную отзывчивость, учит выражать чувства, проявлять сочувствие.
Разыгрывая совместно с ребятами сюжеты знакомых сказок, я обращаю внимание детей на состояние героя – радуется он или грустит, веселится или плачет. Мимикой, голосом и жестами мы с ребятами пытаемся передать это состояние; определяем действия, адекватные ситуации – попрыгать или похлопать в ладоши от радости вместе с героем, пожалеть обнять и погладить обиженного.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети учатся управлять своим эмоциональным состоянием, у них формируется адекватное поведение, что облегчает процесс коммуникации.
На базе театрализованной деятельности развиваются и творческие возможности детей.
Я развиваю исполнительское творчество детей, готовлю их к выступлению в досуговых мероприятиях, помогаю им освоить выразительные движения и интонацию.
Также совместно с детьми мы из бумаги, пластилина, бросового материала создаём сказочных героев, атрибуты, которые используем в инсценировке.
Для полного понимания детьми и запоминания прочитанных стихотворений и сказок я организую сюжетные игры по произведениям, где дети выполняют посильные роли.
Хорошо знакомые сказочные истории позволяют отработать с детьми различные речевые модели. Например, сказка «Колобок» позволяет отработать модель приветствия и прощания, а сказка «Репка» учит детей обращаться с просьбой.
В группе я создала большой выбор различных видов театра : театр на бамбуковых палочках, театр масок, фланнелеграф, пальчиковый театр, настольный театр, театр «Би-ба-бо», театр матрешек, театр резиновых игрушек, теневой театр, театр варежек, магнитный театр. Также есть уголок ряженья, где находятся разнообразные костюмы, используемые детьми в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях, что способствует формированию у детей моральных норм и правил поведения. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, позволяет ребёнку побыть как в роли «хорошего», так и «плохого» героя, понять причины поступка и возможные последствия.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети в игровой форме взаимодействуют друг с другом, с героями, с игрушками; у них расширяется словарный запас, развиваются навыки коммуникативной деятельности, умения решать конфликтные ситуации.
Постепенно дети начинают усваивать этические нормы, принятые в обществе, подчинять свое поведение этим нормам, становятся доброжелательнее и отзывчивее, стремятся вступать в контакт и взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.