Аэлита Львова
Формирование коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан Сент-Эзюпери.
Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи.
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Как отмечают педагоги-дефектологи и психологи, занимавшиеся изучением речи школьников с нарушением интеллекта (А. К. Аксенова, Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Л. В. Занков, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина и др., у детей с умственной отсталостью речевое развитие по сравнению с нормально развивающимися сверстниками значительно отстает. У детей с интеллектуальной недостаточностью коммуникативные нарушения проявляются с первого года жизни. Эти нарушения связаны с органическим поражением головного мозга, в дальнейшем проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Повышение уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся с нарушением интеллекта достигается в процессе проектной деятельности.
Метод проектной деятельности является одним из ведущих методов современной педагогики, который предполагает такое взаимодействие учащихся в группе, в процессе которого они проявляют не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, оказывают помощь друг другу, отвечая за успехи партнера по работе над проектом. Участие в проектной деятельности дает возможность учащимся выразить свои собственные идеи, проявить творческие способности в удобной для них форме.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за принятые решения.
Применение метода проектов помогает решить ряд важных задач:
• в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности;
• осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта, строятся речевые коммуникации;
• повышается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта;
• работая над проектом, учащиеся учатся доводить дело до конца: документально оформлять результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, выставку и т. д.);
• повышается коммуникативная компетенция при публичной защите проекта.
Для изучения уровня коммуникативных навыков учащихся проводилось наблюдение за свободным общением учащихся. В процессе наблюдения необходимо было обратить внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, выражать свои мысли. Также длявыявления уровня коммуникативных умений учащихся проводилась беседа и анкетирование коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) Б. А. Федоришина. Затем для качественной оценки результатов была составлена диаграмма полученных данных с процентным соотношением. В результате чего выяснилось, что у большинства детей коммуникативное развитие находится на низком уровне.
В ходе работы над проектом были использованы разные виды деятельности : это и занятия, и сюжетно-ролевые игры, и подвижные игры, чтение, разбор реальных жизненных ситуаций, рисование и изготовление пособий и др. При проведении мероприятий были использованы разнообразные методы и приёмы. Например, при проведении сюжетно-ролевых, подвижных игр, экскурсий использовалось наблюдение, которое показывало, как дети применяют полученные знания в игровых и реальных ситуациях.
Проводилась систематическая целенаправленная работа по развитию речи не только на занятиях, но и во всех видах деятельности, в повседневной жизни детей. Этому способствовала содержательная жизнь в классе, побуждающая учащихся к обмену впечатлениями, к объединению в совместной деятельности.
Для повышения эффективности работы по развитию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта в проектной деятельности, необходимо максимально приблизить работу над проектом к естественному общению и создать специальные психолого-педагогические условия. Нужно постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружению. Только тесный и доброжелательный контакт ребенка и родителей и при этом помощь специалистов способствуют формированию навыков межличностного общения у детей с нарушением интеллекта.
По итогам сравнительного анализа, уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта в проектной деятельности улучшили показатели.
Опыт применения проектного обучения позволяет отметить рост креативности школьников, усиление и появление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам. Метод проектов совершенствует культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению эффективными коммуникативными навыками, т. е. развивает коммуникативные навыки. Немаловажным показателем являются и эмоциональные изменения в развитии учащихся с нарушением интеллекта. Детям нравится, что они могут продемонстрировать то, что они знают и умеют, не боятся ошибиться, преодолевают языковой барьер. В работе над проектом они учатся сотрудничать и сопереживать.
Необходимо отметить важность взаимосвязи используемых видов деятельности, их интеграцию в коммуникативную деятельность, что является важным условием успешности и эффективности проективной деятельности в педагогическом процессе.
Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.
Таким образом, общение должно стать важной частью всех взаимоотношений умственно отсталых школьников со сверстниками и взрослыми людьми. Формирование коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.