Любовь Шрубович
Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
Студентка 4 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедии
e-mail: seminab@mail.ru
Научный руководитель – Шилова Елена Анатольевна
Зав. кафедры логопедии
Аннотация: в статье рассматриваются вопрос предупреждения нарушений письма у старших дошкольников с нарушениями речи. В процессе экспериментального исследования выявляются предпосылки нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста. По результатам констатирующего эксперимента предлагаются логопедические игры и упражнения, направленные на предупреждение нарушений письма у старших дошкольников с проблемами речевого развития.
Публикация «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях» размещена в разделах
Ключевые слова: дети с нарушениями речи, предупреждение нарушений письма, логопедические занятия, дидактические игры и упражнения.
Развитие письменной речи зависит от сформированности всех сторон устной речи ребенка дошкольного возраста. Трудности, которые может испытать ребенок при овладении операциями позднего онтогенеза устной речи, могут спровоцировать недостатки письма и чтении. Об этом говориться в работах Волковой Л. С., Лалаевой Р. И., Пантелеевой Л. А. и др. [5] В связи с этим вопрос предупреждения дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи является актуальным как для теории, так и практики логопедии. По данным исследователей Леоновой С. В., Шиловой Е. А., Ходяковой А. С. и др. более 80% старших дошкольников имеют нарушения звукопроизношения, операций фонематического анализа и синтеза, что является безусловными предпосылками нарушений письма и чтения. [9] В современной литературе представлено достаточно много исследований по вопросу методического обоснования логопедических занятий по подготовке обучению грамоте как пропедевтического этапа предупреждения нарушений письма и чтения. Однако качественная и количественная выраженность данной проблемы позволяет констатировать недостаточность ее освещения в современной литературе, что определяет актуальность исследования. [10]
С целью определения методических условий на логопедических занятиях по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с нарушениями речи нами было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида №8 «Крепыш» городского округа Балашиха среди детей старшего дошкольного возраста с октября по февраль 2020г.
Целью исследования являлось определение содержания логопедических занятий по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями.
В исследовании приняли участие 12 детей подготовительной группы с логопедическим заключением - общее недоразвитие речи (IV уровень развития, все дети с норма льным слухом и первично сохра нным интеллектом.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование речи дошкольников. Методика обследования включала 10 заданий, которые соответствовали возрастным показателям развития речи детей. Содержание заданий было направлено на обследование:
1. фонематического слуха.
2. звукопроизношения.
3. навыков языкового анализа и синтеза.
4. оптико-пространственной ориентировки ребенка.
Обследование показало следующие результаты. Более половины обследуемых (60%) имели нарушения звуков среднего и позднего онтогенеза, обусловленные недостаточной сформированностью фонематического слуха. Дети не выделяли отсутствующие звуки как на уровне предложений, так и изолированном. 82% продемонстрировали несформированность звукового анализа. Эти дошкольники не могли определить место, количество и последовательность звуков в слове. 91% обследуемых детей не справились с заданием на определение уровня сформированности операций фонематического синтеза. Дети не могли на слух объединить звуки в слова. У 84% детей наблюдались нарушения оптико-пространственной ориентировки.
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить содержание обучающего эксперимента. Обучение дошкольников осуществлялось на логопедических занятий по подготовке к обучению грамоте. Построение каждого занятия осуществлялось на основании алгоритма, предложенного Е. А. Шиловой и имело следующую структуру: дидактические игры на развитие фонематического слуха на звук, дидактические игры на отработку произношения звука, дидактические игры на развитие фонематического анализа и синтеза, знакомство с буквой.
Приведем примеры дидактических игр для каждого этапа логопедического занятия.
Игры на развития фонематического слуха.
Игра «Поймай звук»
Я буду произносить звуки, когда услышите звук «Л», хлопните в ладоши.
[М], [Ч], [Д], [Л], [В], [Р], [Л], [С].
Я буду произносить слоги, когда услышите звук «Л», хлопните в ладоши.
ЛО, МИ, ЖУ, ЛУ, ВА, ДЫ, ЛА, СИ.
Я буду произносить слова, когда услышите звук «Л», хлопните в ладоши.
Вода, колодец, магнит, лист, ветер, чехол
Игра на отработку произношения звука в словах.
На слайде будут появляться картинки, а вы будете их называть….
(Ласты, плот, глобус, платье, ложка, стул, елка, клубника, яблоко, лук, ландыш, пальцы, лошадь, слон, лось, белка, колобок, метла, клоун, пчела, Мила, луна, Лунтик, колпаки)
Игра на развития фонематического анализа.
Я назову слова, а вы положите фишку туда, где слышите звук: в начало, середину, конец
Луна, стул, яблоко, облако, пол, лицо и т. д.
Игра на развития фонематического синтеза.
Я называю звуки, а вы получившееся слово – сначала Л, затем У, после К, (Лук)
- сначала С, затем Т, далее О, поле Л (Стол)
Игра на знакомство с буквой «Л»
На что похоже буква?
(На крышу дома, стремянку и т. д.)
Куда смотрит буква?
(влево)
Давайте изобразим с помощью трубочек букву Л
После обучения проведен контрольный эксперемент с использованием тех же заданий, как и в констатирующем эксперементе. Были получены следующие результаты: у 80% были поставлены и автоматизированы все звуки. Эти дети хорошо различали звуки в фонематическом плане. 62% дошкольника не испытывали затруднений при выполнении заданий на определения места, последовательности и количества звуков в слове. 53% обследуемых детей справились с заданием на фонематический синтез. Дети смогли на слух объединить звуки в слова. У 74% детей не наблюдались нарушения оптико-пространственной ориентировки.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали сформированную готовность дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к овладению письменной речью.
Литература
1. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи// Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2017.-№2.-с. 38.
2. Иванченко О. В. Развитие оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков у дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб. : Свое издательство, 2015. — С. 16-19.
3. Каримова, Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста / Н. В. Каримова. — Текст : непосредственный, электронный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 21-24.
4. Коротовских Т. В. Основы формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18
5. Леонова С. В. Состояние зрительно-моторной координации в процессе овладения графическими навыками первоклассниками с минимальными дизартрическими расстройствами / Леонова С. В., Лукьянова И. Е. // Детская и подростковая реабилитация. 2018. № 4 (36). С. 53-56 Филичева Т. Б. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. — М. : ЭКСМО, 2015
6. Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». - С. Пб. : «Согаз», 2004.
7. Пантелеева Л. А., Иванова Н. В. Совершенствование лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития посредством сендплей терапии / В сборнике: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ материалы XIII всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. 2019. С. 183-189
8. Шилова Е. А., Ходякова А. С. Развитие связного описательного высказывания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: Сборник научных трудов XII Международной научно- образовательной конференции, 24 апреля 2018 г. / под ред. А. И. Ахметзяновой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та. – 2018. – С. 235-238.
9. Шилова Е. А., Квашнин А. Ю. Построение индивидуального психолого - педагогического сопровождения детей с нарушениями речи на основе разработанного электронного ресурса // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно- практических конференций. – М. : АСОУ. – 2016. –№ 4. – С. 1616-1623 (0,4 п. л. /0,2 п. л.)