Анастасия Скляр
Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС от учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникация –это обмен знаками, сообщениями и получение информации между двумя и более индивидуумами. (Д. Гавра. – Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб. : Питер,2011)
Если ребенок не ходил в сад или ходил, но не был обучен социальным нормам (помыть руки перед едой, навыки самообслуживания, кушать за столом, то работа логопеда строится сначала на формировании этих навыков, а далее переходить на формирование навыков поведения в школе).
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС от учителя-логопеда» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одним из главных нарушений, препятствующих адаптации и социализации детей с РАС, является нарушение в области коммуникации. Школьнику с РАС трудно правильно понимать мысли, чувства и намерения других людей, трудно быстро оценивать и реагировать на новую незнакомую ситуацию.
Некоторые дети с аутизмом начинают говорить рано, но их речь не всегда носит направленный, коммуникативный характер, слова и выражения звучат не для того, чтобы вступить в диалог, а являются повторением услышанных ранее фрагментов речи (например, высказываний мультфильмов, знакомых стихов или рассказов). Это эхолалия, и она часто не является коммуникацией.
Также могут возникать трудности в развитии невербальной коммуникации (например, ребенок не смотрит на собеседника, использует меньше жестов или не использует их вовсе, с трудом интерпретирует жесты и выражения лиц других людей). Некоторые дети с аутизмом могут хорошо произносить звуки, но при этом говорят слишком тихо или слишком громко.
Ребенку с аутизмом может быть крайне трудно начать диалог, продолжить общение, подобрать слова, сформулировать мысль, поделиться эмоциями. Для успешной реализации логопедических занятий с ребенком аутистического спектра, необходимо, как и с многими норма-типичными детьми, наладить контакт. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является ключевым моментом всего коррекционного процесса.
При организации логопедической работы с детьми аутистического спектра важнейшей задачей становится формирование у них коммуникативных функциональных навыков через устную речь это: просьба о помощи/ ответ на вопрос «да / нет» / выполнение инструкций/ смена деятельности.
Дети с низким уровнем сформированности обучаются умению откликаться на свое имя, отвечать на приветствие. (при многоразовом повторе через эхолалию)
У детей среднего уровня формируют умения отвечать на простые вопросы (Кто это? Что делает)
Дети высокого уровня сформированности коммуникативного навыка обучаются отвечать на сложные вопросы (Что ты будешь делать? Что ты делал)
Важно! Темп речи должен быть медленным, четким. Инструкция (фраза) короткая, ёмкая. Повтор должен быть одинаковым, без добавления новых слов. (например, Степа обуйся! Степа одевайся быстрее! Степа одень сапоги)
Для ребенка это все разные инструкции, и он не поймет, что от него требуется.
Основным методом в овладении коммуникативными навыками я использую метод коммуникативных соблазнов (подкрепление). Суть данного метода заключается в выявлении мотиваторов (любимых предметов, видов деятельности) и использование их для провоцирования на коммуникативное высказывание
Часто бывают ситуации, когда ребенок настроен на взаимодействие, но не знает, как привлечь внимание собеседника, в таких ситуациях необходима подсказка в виде «Помоги!» «Давай играть!». Некоторые дети наоборот не настроены на взаимодействие и не способны адекватно выразить отказ начинают кричать и демонстрировать нежелательное поведение, в этом случаи тоже не обходимо воспользоваться словесной подсказкой «Не хочу!» «Нет!»
Таким образом специфика логопедической работы с детьми аутистического спектра заключается в формировании у них функциональных коммуникативных навыков и захватывает все стороны развития речи, т. к он не формируется у детей с РАС спонтанно, но является жизненно необходимым. Важно, чтобы в процессе коррекционной работы были вовлечены специалисты различного профиля (психолог, психиатр, невролог, медикаментозное лечение, коррекционная работа аутистического спектра должна начинаться в раннем возрасте и носить комплексный, системный индивидуализированный характер.
Спасибо за внимание!
Учитель-логопед Скляр А. Б.