Приложение МААМ

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС от учителя-логопеда

Анастасия Скляр
Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС от учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Коммуникация –это обмен знаками, сообщениями и получение информации между двумя и более индивидуумами. (Д. Гавра. – Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб. : Питер,2011)

Если ребенок не ходил в сад или ходил, но не был обучен социальным нормам (помыть руки перед едой, навыки самообслуживания, кушать за столом, то работа логопеда строится сначала на формировании этих навыков, а далее переходить на формирование навыков поведения в школе).

Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС от учителя-логопеда» размещена в разделах

Одним из главных нарушений, препятствующих адаптации и социализации детей с РАС, является нарушение в области коммуникации. Школьнику с РАС трудно правильно понимать мысли, чувства и намерения других людей, трудно быстро оценивать и реагировать на новую незнакомую ситуацию.

Некоторые дети с аутизмом начинают говорить рано, но их речь не всегда носит направленный, коммуникативный характер, слова и выражения звучат не для того, чтобы вступить в диалог, а являются повторением услышанных ранее фрагментов речи (например, высказываний мультфильмов, знакомых стихов или рассказов). Это эхолалия, и она часто не является коммуникацией.

Также могут возникать трудности в развитии невербальной коммуникации (например, ребенок не смотрит на собеседника, использует меньше жестов или не использует их вовсе, с трудом интерпретирует жесты и выражения лиц других людей). Некоторые дети с аутизмом могут хорошо произносить звуки, но при этом говорят слишком тихо или слишком громко.

Ребенку с аутизмом может быть крайне трудно начать диалог, продолжить общение, подобрать слова, сформулировать мысль, поделиться эмоциями. Для успешной реализации логопедических занятий с ребенком аутистического спектра, необходимо, как и с многими норма-типичными детьми, наладить контакт. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является ключевым моментом всего коррекционного процесса.

При организации логопедической работы с детьми аутистического спектра важнейшей задачей становится формирование у них коммуникативных функциональных навыков через устную речь это: просьба о помощи/ ответ на вопрос «да / нет» / выполнение инструкций/ смена деятельности.

Дети с низким уровнем сформированности обучаются умению откликаться на свое имя, отвечать на приветствие. (при многоразовом повторе через эхолалию)

У детей среднего уровня формируют умения отвечать на простые вопросы (Кто это? Что делает)

Дети высокого уровня сформированности коммуникативного навыка обучаются отвечать на сложные вопросы (Что ты будешь делать? Что ты делал)

Важно! Темп речи должен быть медленным, четким. Инструкция (фраза) короткая, ёмкая. Повтор должен быть одинаковым, без добавления новых слов. (например, Степа обуйся! Степа одевайся быстрее! Степа одень сапоги)

Для ребенка это все разные инструкции, и он не поймет, что от него требуется.

Основным методом в овладении коммуникативными навыками я использую метод коммуникативных соблазнов (подкрепление). Суть данного метода заключается в выявлении мотиваторов (любимых предметов, видов деятельности) и использование их для провоцирования на коммуникативное высказывание

Часто бывают ситуации, когда ребенок настроен на взаимодействие, но не знает, как привлечь внимание собеседника, в таких ситуациях необходима подсказка в виде «Помоги!» «Давай играть!». Некоторые дети наоборот не настроены на взаимодействие и не способны адекватно выразить отказ начинают кричать и демонстрировать нежелательное поведение, в этом случаи тоже не обходимо воспользоваться словесной подсказкой «Не хочу!» «Нет!»

Таким образом специфика логопедической работы с детьми аутистического спектра заключается в формировании у них функциональных коммуникативных навыков и захватывает все стороны развития речи, т. к он не формируется у детей с РАС спонтанно, но является жизненно необходимым. Важно, чтобы в процессе коррекционной работы были вовлечены специалисты различного профиля (психолог, психиатр, невролог, медикаментозное лечение, коррекционная работа аутистического спектра должна начинаться в раннем возрасте и носить комплексный, системный индивидуализированный характер.

Спасибо за внимание!

Учитель-логопед Скляр А. Б.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Дидактический тренажер для пальчиков «Тактильные дорожки» для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастаДидактический тренажер для пальчиков «Тактильные дорожки» для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Полезный тренажер для пальчиков «Тактильные дорожки».

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС от учителя-логопеда
Опубликовано: 27 марта 2024 в 14:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС от учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Скляр в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД