Юлия Николаева
Формирование коммуникативных навыков, как средство социализации детей с интеллектуальными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с интеллектуальными нарушениями в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать коллективную работу. В связи с этим актуально использование в воспитательной работе развивающих игр и упражнений, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. От уровня развития коммуникативных способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков, как средство социализации детей с интеллектуальными нарушениями развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми - привитие жизненно-важных компетенций и их социальная адаптация. А овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС основной целью социально-коммуникативного развития является :
- позитивная социализация детей;
- приобщение к социокультурным нормам;
- традициям семьи, общества и государства [3].
По мнению Льва Семёновича Выготского [1], ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения :
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к общению с окружающими. [4]
При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности умственно отсталых учащихся и, в первую очередь, развивать :
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни. [2]
Социально-коммуникативное развитие учащихся происходит, в первую очередь, через игру как ведущую детскую деятельность. Игра в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в познавательную, творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, мы-воспитатели, играем вместе с детьми. На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры. [3]
Для успешной социальной адаптации расширяем бытовой и социальный опыт детей, т. е. по возможности приближаем воспитательный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделируем жизненные ситуации.
Также в своей работе по формированию коммуникативных навыков у детей используем профилактические беседы, экскурсии, творческие соревнования, конкурсы, праздники, викторины, информационные занятия, посещение музея, библиотеки.
Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. В процессе формирования и развития коммуникативных навыков дети успешно закрепляют и используют полученные знания на практике при интеграции в социум.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2004. - 512 с.
2. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений : метод. Разработки занятий. М. Новая школа. 1993.
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г., №1599 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2014г.
4. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.