Татьяна Степаненко
Формирование коммуникативной сферы у детей с отклоняющимся поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативной сферы у детей с отклоняющимся поведением
Особое внимание к проблеме общения обусловлено новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. Многие виды человеческой деятельности реализуются коллективными усилиями людей и опосредуются процессом их общения. Общение - слишком сложное явление. Оно более всего влияет на процесс формирования личности, поэтому тесно связано с воспитанием, взаимодействием человека с человеком. Правильное воспитание и есть продуманное общение людей, рассчитанное на развитие каждого как личности.
Публикация «Формирование коммуникативной сферы у детей с отклоняющимся поведением» размещена в разделах
Дети приходят в детский сад с различным эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает на требования воспитателя и сверстников и создает определенное отношение к себе.
В свою очередь, требования и потребности окружающих находят разный отклик у ребенка. Именно в этом смысле среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагоприятной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неодно-значно: тревожность, замкнутость, агрессивность, демонстративность.
Процесс общения внутри группы детского сада является одновременно и средой формирования определённых психологических качеств и средств влияния на личность ребёнка со стороны сверстников и педагогов. Сам по себе, не отягощённый наличием проблемных, «трудных» детей, детский социум несёт в себе множество критических компонентов своего внутрикоммуникативного устройства – это и проблемы эмоционально-оценочных отношений лидера и остальных членов группы. Поэтому вхождение ребёнка с проблемами в поведении в окружающий детский социум способно значительно усугубить указанные выше негативные тенденции взаимоотношений внутри группы детского сада.
Для адекватной наработки приемлемых мер психолого-педагогического воздействия на «трудного» дошкольника необходимо чё ткое представление о двух вещах: об индивидуальных личностно-психологических особенностях проблемного ребёнка и психологических нюансах самого процесса общения в каждой конкретной группе детского социума.
На основе анализа теоретического, методического и практического материала по проблеме отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста с нарушениями в коммуникативной сфере нами была составлена программа формирования коммуникативной сферы дошкольников. Но моей задачей стояла не просто работа по формированию коммуникативной сферы, а работа с так называемыми трудными детьми, детьми с отклоняющимся поведением.
Целью моего эксперимента выступила социализация дошкольника с отклоняющимся поведением. Исходя из этого я поставила перед собой одновременно несколько тесно связанных между собой задач:
1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций
2. Формирование социального доверия
3. Формирование адекватной самооценки у детей
4. Развитие у детей с отклоняющимся поведением навыков общения с ровесниками.
Программа состоит из 4 основных блоков.
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия.
Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей.
Блок 4. Нормализация взаимоотношений со сверстниками. Развитие навыков общения.
На протяжении года я работала с группой детей с нарушениями коммуникативной сферы и отклонениями в поведении. Разработанный мной комплекс дал возможность детям закрепить и автоматизировать многие основные правила поведения в обществе сверстников, что содействовало качественному улучшению их взаимоотношений по сравнению с предшествующим уровнем.
Литература:
1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. : Просвещение. 1986 г.
2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
3. Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Репиной Т. А., Стеркиной Р. Б. ; НИИ дошкольного воспитания АПН СССр. - М. : Педа-гогика, 1990
4. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. – М., 1980.
5. Титаренко Т. М. Такие разные дети. - К. : Наукова думка, 1989.