Эльвира Корякина
Модель партнерского взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на развитие коммуникативной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Модель партнерского взаимодействия с семьями воспитанников, направленную на развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.
Аннотация. Статья посвящена проблеме партнерского взаимодействия с семьями воспитанников, направленную на развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста. Проанализировано понятие педагогическая культура родителей. Большое внимание уделяется формам взаимодействия ДОО и семьи.
Публикация «Модель партнерского взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на развитие коммуникативной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ключевые слова: семья, взаимодействие, ДОО, развитие, воспитанник, воспитатель, дошкольник.
Коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами [1].
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды [4].
В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.
- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. редко запрос идет от родителей.
- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.
- Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы [2].
Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.
Следовательно, для обеспечения более эффективного процесса развития социально-коммуникативных навыков старших дошкольников нам необходимо пересмотреть существующие стереотипы работы с семьей [3].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что модель социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.
Список использованной литературы:
1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М Шипицына и др. СПб. : Детство-Пресс, 2012.
2. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2010.
3. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2013.
4. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2011.