Арина Мухомеджанова
Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр-драматизаций
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 152»
Выступление
на районном методическом объединении
для воспитателей групп раннего возрасты
«Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр-драматизаций»
Выполнила:
воспитатель группы раннего возраста
МБДОУ «Детский сад № 152»
Ленинского района
г. Нижнего Новгорода
Мухомеджанова Арина Сергеевна
г. Нижний Новгород
2017 год
СЛАЙД 1:
Здравствуйте коллеги!
Публикация «Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр-драматизаций» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Младшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Тема моего выступления «Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр-драматизаций»
СЛАЙД 2: Актуальность
Ни для кого не секрет, что, к сожалению, лучшим другом для современного ребенка является телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры.
Наблюдая за воспитанниками ДОУ, яувидела, чтодети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, часто неадекватно выражают свои эмоции и все чаще используют агрессивные проявления. Они не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.
Работая с детьми раннего возраста, я обратила внимание на тот факт, что среди них часто встречаются эмоционально неустойчивые. Когда малыши приходят в детский сад они часто проявляют враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Эмоции играют важную роль в жизни детей : помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.
СЛАЙД 3
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх – всегда праздник. Благодаря театрализованной деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Дети приобретают опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.
СЛАЙД 4
На мой взгляд, решению этого вопроса способствуют игры- драматизации.
В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», с помощью педагога создает образ, используя средства вербальной и невербальной выразительности. Драматизировать, изображать, разыгрывать литературное произведение нужно с раннего дошкольного возраста, так как это помогает запомнить и осмыслить текст, течение событий, передать образ героев, способствует развитию речи детей. Преимущество игр-драматизации состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой.
Игры-драматизации носят творческий характер и направлены на формирование коллективных взаимоотношений в игре, воспитание взаимопомощи, а также высших эмоций, таких как сопереживание и сочувствие (обыгрывая сказку, ребёнок сопереживает герою произведения, сострадает, осуждает их, или сочувствует им).
СЛАЙД 5
Исходя из всего вышесказанного, особое внимание в своей работе я уделяю развитию эмоций каждого ребенка, а также ослабление негативных эмоций и поиск альтернативных способов реализации собственных эмоциональных потребностей посредством игр-драматизаций.
Для реализации цели я сформулировала в своей работе следующие задачи:
Задачи:
Прививать устойчивый интерес к литературе, театральной деятельности.
Формировать умения правильно проявлять собственные эмоции и узнавать их на лицах других людей.
С помощью игр-драматизаций способствовать обогащению эмоционального мира детей, их активность, самостоятельность, коммуникативные навыки, творческие проявления, воображение и фантазию.
Формировать умение слышать и слушать, сопереживать героям литературных произведений, воспитывать доброжелательность по отношению к окружающему миру.
Прививать навык коллективного творчества.
Повышение сознания родителей по данной теме через информационные знания.
Работа по формированию эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр-драматизаций осуществляется в несколько этапов:
СЛАЙД 6
На первом этапе основной целью является формирование у детей интереса к различным эмоциональным состояниям через оснащение развивающей предметно пространственной среды:
В нашей группе созданы:
Центр театра – это различные виды театра, маски-шапочки, игрушки-забавы, театральные атрибуты, наглядно-дидактические пособия. Совместно с родителями были изготовлены напольная и настольная ширмы.
Центр книги - книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Мною создана картотека Пальчиковых игр, потешек. Подобраны картинки к различным видам литературных произведений.
Центр эмоций – где подобраны игры и картинки с изображением персонажей с различными эмоциями, альбом с детскими фотографиями, куб эмоций.
СЛАЙД 7
Целью работы на втором этапе является развитие способности видеть другого, воспринимать его переживания, чувства, проблемы. Для этого проводились:
Чтение художественной литературы: главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность эмоций взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания различных литературных произведений.
СЛАЙД 8
Беседы о прочитанном. Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Воспитателю необходимо тщательно продумывать вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
СЛАЙД 9
Рассматривание иллюстраций. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а также умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
СЛАЙД 10
Игры-беседы детей с персонажами. При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема — оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. Для этого я предлагаю показать понравившихся ребятам персонажей из рассматриваемого произведения или перевоплотиться в героев из произведений и показать мимикой и жестами своё отношение к ним.
СЛАЙД 11
На третьем этапе проводились специальные организованные этюды на выражение эмоций у детей, цель которых расширить представления детей об эмоциях, сформировать умение сравнивать эмоциональные состояния.
Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.
Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста.
СЛАЙД 12
На четвёртом этапе внимание уделялось непосредственно организации игры - драматизации. Детям для драматизации предлагались хорошо знакомые, короткие сказки, потешки, прибаутки.
На этом этапе огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы педагог умел смотреть и видеть, слушать и слышать, и был готов к любому "превращению". Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
СЛАЙД 13
Участие родителей в праздниках, развлечениях, смотрах -конкурсах, помогает повысить качество эмоционального, творческого развития детей.
Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов к театрализованным постановкам, обновлению различных видов театров, изготовлению необычных музыкальных инструментов, которые используются на праздниках, а также в самостоятельной игровой деятельности в группе.
СЛАЙД 14
Работа по развитию эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр-драматизацийпринесли свои результаты :
• Повысилась активность и инициативность, повысилась эмоциональная отзывчивость.
• Через игры-драматизацииони освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
• Воспитанники стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи,стали раскрепощаться и творить.
• Появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
• Активизировался словарь детей, интонационный строй, улучшилась диалогическая речь.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по этой теме.