Молчанова Анна Александровна
Формирование коммуникативной готовности к школе у старших дошкольников 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста является составной частью общей готовности к школе и основой для успешной социализации дошкольника на новой для него социальной ступени – школьного образования.
Публикация «Формирование коммуникативной готовности к школе у старших дошкольников 5–7 лет» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Исследованию этой проблемы уделяется значительное внимание, и рассматривают ее как приоритетную в условиях трансформации социально-коммуникативной сферы современного общества и модернизации системы образования.
Что же такое "коммуникативная готовность"?
Под коммуникативной готовность понимается способность дошкольников выстраивать эффективное общение, взаимодействие как со сверстниками, так и взрослыми, готовности к совместной деятельности, и рассматриваем ее с точки зрения развития коммуникативных способностей дошкольников, а именно:
- различает ли ребенок ситуацию взаимодействия;
- понимает ли дошкольник состояние сверстников;
- владеет ли способами выражения своего отношения к сверстнику и к взрослым (эмоции, поведение);
- эмоциональное принятие ситуации (умение договариваться).
Современные дошкольные учреждения при подготовке выпускников ставят на первое место умение применять полученные знания и опыт в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни в школе. И для решения этих задач требуются эффективные формы организации воспитательно-образовательного процесса.
При организации работы с дошкольниками приоритетными стали активные методы обучения и воспитания, при котором ребенок является активным участником, а именно игры.
Среди методов развития у детей коммуникативных способностей выделяют социальные игры, формирующие социальный опыт, способствующие адаптации к социальной среде, развивающие самопознание, эмпатию, толерантность.
Отмечается положительное влияние социальных игр, а именно ситуативно-ролевых, на формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Основными достоинствами ситуативно-ролевой игры являются то, что:
- можно смоделировать любую ситуацию;
- сама игра представляет собой коллективную, творческую по характеру деятельность, которая позволяет раскрыться каждому;
- позволяет поставить себе на место другого человека в ходе общения, понимать его и помогать ему;
- позволяет решить большое количество задач;
- предполагает сотрудничество, как со сверстниками, так и с педагогом.
Использование данного метода обучения большинство исследователей рассматривали в контексте организации работы со школьниками, подростками, студентами и людьми более старшего возраста.
В дошкольном же возрасте чаще используют понятие ситуативные игры или игры-ситуации.
Тем не менее, в ситуативной игре ребенок принимает на себя определенную роль, пусть даже самого себя или сверстника в конкретной ситуации.
Использование ситуативных игр в работе с дошкольниками позволяет : обогатить социальный опыт ребенка, подталкивает его к общению и взаимодействию с партнером или партнерами по ситуации, помогает ему взглянуть на то или иное событие со стороны, позволяет ему проявить самостоятельность в разрешении разных проблем, с которыми он сталкивается, а также помогает приобрести необходимые умения управлять своими эмоциями.
Игра может сводиться как к одной конкретной ситуации, так и представлять собой целую цепочку ситуаций, в которой может быть задействована как микро группа (2-3 человека, так и подгруппа, и коллектив в целом.
При организации работы с детьми можно использовать, например, следующие ситуативно-ролевые игры:
«День самоуправления».
Цель: развить самостоятельность в общении и взаимодействии детей.
Детям предлагалось проявить свою самостоятельность во взаимодействии и общении в разные режимные моменты: утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, обеду, к занятиям, дежурство в уголке природы, выполнение поручений на прогулке. При этом в течение дня команды должны поменяться своими обязанностями.
Для этого детям с утра сообщалось, что сегодня им придется побыть самостоятельными и помочь воспитателю в его работе. Детей разделяют на 4 команды по 3-4 человека с помощью жеребьевки.
На специально изготовленном панно, установлена вертушка в виде пропеллера (три лопасти, картинки с обязанностями, карточки с именами детей.
В течение дня дети с помощью пропеллера два раза меняются своими обязанностями. Главное в этой игре, чтобы дети не забыли о поставленной задаче, смогли договориться, распределить обязанности.
«Помощники».
Цель: научить детей обращаться за помощью к сверстникам.
Данная игра может использоваться повсеместно, при выполнении любой деятельности.
Можно предложить детям вариант игры, когда они оказались в волшебной стране «Помогландии», а все ее обитатели вежливые и отзывчивые. Во только взрослых в эту страну не пускают, и помочь они детям не в чем не могут.
Поэтому, например, сегодня дети должны сами помогать друг другу. При этом воспитатель акцентирует внимание на том, что мало помочь нужно еще и вежливо отблагодарить или вежливо обратиться.
Дети охотно соглашаются пофантазировать и всегда вступают в эту игру.
«Друзья»
Цель: научить детей договариваться, используя невербальное общение.
Предложить детям вместе собрать пазл, построить замок или домик. Вроде бы что может быть проще. Сложность этой ситуации в том, что при этом им нельзя разговаривать.
Необходимо с помощью жестов, мимики, помять друг друга и договориться и выполнить совместное задание.
«Сделай по-другому».
Цель: смоделировать правильное поведение в конфликтной ситуации.
Для этого детям предлагается выдуманная ситуация или сюжет сказки, рассказа, а может и ситуация в группе, где произошла ссора и предложить варианты решения, показать участникам конфликта, как нужно поступить.
Ситуативно-ролевые игры способствует развитию самостоятельности, инициативы ребенка, обогащает социальный опыт детей, подталкивает его к общению и взаимодействию с партнерами по ситуации, помогает приобрести необходимые умения управлять своими эмоциями, поведением.
Использование данных игр позволяет расширить рамки сюжета за счет создания разных проблемных ситуации, не всегда требует дополнительной подготовки, атрибутики.