МААМ-картинки

Формирование количественных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Климова Валентина
Формирование количественных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
▼ Скачать + Заказать документы

В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д., знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить количество предметов во множестве, а также выбрать соответствующее количество элементов их множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями. Математические представления у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития.

Публикация «Формирование количественных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью,» размещена в разделах

В настоящее время определены основные пути и направления работы с детьми дошкольного возраста с различным уровнем интеллектуального недоразвития по формированию количественных представлений, которые изучаются в программах в разделе «Формирование элементарных математических представлений», которому принадлежит важная роль в системе коррекционно-развивающего обучения (Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова).

Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития дошкольников, поскольку процессы счета, сравнения и преобразования множеств предполагает осуществление целенаправленных интеллектуальных действий.

Исследования Л. Б. Баряевой, Н. Г. Морозовой, Н. И. Непомнящей, М. Н. Перовой показывают, что поэтапное формирование математических знаний оказывает корректирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления а следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура психики умственно-отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих вторичных и третичных отклонений. Дефекты познания поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Дети-олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, антипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы.

В большей степени страдает произвольное внимание, нарушение его распределения в процессе мыслительной деятельности, слабость логической памяти. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Сенсорное развитие у данной категории детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие детей-олигофренов отличается грубая неполноценность представлений, что несомненно отрицательно сказывается на развитие их речи. У всех умственно-отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности. Словарь детей беден.

Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер. Эти дети часто бывают, безынициативны, несамостоятельны, импульсивны. Дети дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитие с большими сложностями овладевают количественными представлениями, период формирования представлений об одном предмете и их множестве бывает достаточно продолжительным. Воспитателям не рекомендуется форсировать работу по формированию этих дочисловых представлений, поскольку они составляют основу дальнейшего овладения ребенком количественными представлениями.

Формирование количественных представлений у дошкольников с умственной отсталостью осуществляется в процессе проведения групповых и индивидуальных занятий.

Индивидуальное занятия, как и групповые, проводятся в игровой форме. В их процессе целесообразно использовать многофункциональные дидактические игры и игровые упражнения. Основным средством по формированию количественных представлений выступает специально разработанный комплекс заданий и занятий в совокупности с живым словом педагога, наглядным дидактическим материалом, собственной деятельностью детей, природной средой и окружающей обстановкой.

Работа по формированию количественных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью требует обеспечения комплексного подхода. Это предполагает проведения занятий по формированию математических представлений в тесной связи с занятиями по другим разделам программы, такими как развитие речи, ознакомление с окружающим миром, рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра.

Комплексность достигается за счет четкого взаимодействия и согласованности в работе учителя – дефектолога и воспитателей группы. Так, в процессе занятий по формированию количественных представлений педагог может активно использовать поделки детей, изготовленные на занятиях по рисованию, лепке, аппликаций, ручному труду. Важно, чтобы учитель - дефектолог использовал эти поделки в процессе своих игровых занятий, тогда дети смогут увидеть преемственность разных занятий.

Первостепенное значение в обучении дошкольников психологическим особенностям детей, обеспечивать связь между конкретным и абстрактным, создать внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служить основой для развития понятийного мышления.

В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, таблицы, предметы, картинки, числовые фигуры, наборы игр, игрушки, лото, домино, мозаика, строительный конструктор, природный материал. Однако самой плодотворной в организации внимания дошкольников, их мыслительной активности будет работа с дидактическим материалом. Вместе с тем он должен способствовать решению и широкого круга коррекционно-развивающих задач (развитие мелкой моторики, совершенствование работы анализаторов, развитие восприятия, представлений, мыслительных операций, памяти, речи, внимания и т. д.)

В целях закрепления программного материала по математике для дошкольников проводятся разнообразные дидактические игры. Через игровое действие, правила дидактических игр необходимо подводить ребят к логическому мышлению, учить их больше рассуждать, делать обобщения, выводы, уточнять представления о величине, геометрических фигурах, пространстве, времени.

Игра «Живое число»- (Дети получают таблички с нарисованными кружками от 1 до 10. По сигналу ведущего: «Числа, встаньте по порядку» (можно в прямом и обратном порядке) играющие должны стать в шеренгу в соответствии с числом кружков, нарисованных на табличках.

Игра «Сколько» закрепляем понимание смысла этого слова. На картах, розданных детям, изображены животные. Ведущий показывает число кружков и спрашивает: «Сколько?» Ребенок, обнаружив при подсчете нужное число животных.

Количественный и порядковый счет ребята закрепляют в игре «Кто первый», «Считай дальше».

Игра «Разложи по порядку!» На столе перед ребенком выкладывают произвольное числовые карточки от 1до 10. Ребенку предлагают разложить карточки по порядку. В зависимости от имеющихся знаний он раскладывает в ряд либо все карточки, либо только те, на которых изображены знакомые ему числа. Таким образом педагог может выяснить какие числа ребенок еще не знает, и познакомить его с этими числами на индивидуальных занятиях.

В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места.

«Какой цифры не стало?»

«Числовая лесенка»

«Что изменилось?»

«Исправь ошибку» - способствуют закреплению умения пересчитать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Игра «Чудесный мешочек» - направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами.

В системе коррекционной работы огромное значение должно уделяться пальчиковым играм, т. к. эти игры способствуют развитию мелкой моторики рук, восприятие, ощущение. В пальчиковых играх ребенок учится фиксировать свое внимание на руке, ощупывать предмет, удерживать и показывать нужное количество пальцев. В процессе проведения игр все действия с пальчиками обязательно сопровождать речью.

Игры с песком – основная цель таких игр формирование у детей представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Играя с песком, дети по просьбе воспитателя производят различные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия.

Игры с водой.

В процессе игр с водой дети осваивают: пространственные представления, количественные, представления о величине, о геометрических фигурах.

Огромную роль играют игры- драматизации. Они позволяют ребенку понять и поиграть в ситуации, связанные с количественными, временными, пространственными представлениями. Они позволяют также развивать внимание, память, так как ребенку нужно не только сконцентрироваться на выполняемом действии, но и слушать содержание задачи.

На занятиях по конструированию также продолжается формирование у детей полных и устойчивых представлений об окружающей действительности, о пространственных свойствах объектов; развитие сенсорных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, функций речи, а также системы «глаз-рука (руки)». На занятиях по рисованию предполагают : рисование цифр, по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, раскрашивание, штриховка (с помощью совместных действий, действий по подражанию; дорисовать рисунок с целью расширения его содержания ( например: взрослый рисует елку – ребенок дорисовывает на ней шарики и т. д.).

На занятиях по аппликации закрепление знания о величине, форме, цвете, количественных представлениях и т. д.

Например, аппликация «Снеговик» - дети не только осваивают выполнение операций, но и учатся группировать детали предметов. Во время выполнения работы, можно напомнить и о форме предметов (шары) и об их пространственном расположении (вверху, внизу, посередине, количественных представлений (3шара(2глаза(2ручки, (1метла).

На занятиях по лепке происходит знакомство с обследованием предметов перед лепкой – выделение основных частей предмета, установление их формы, соотношения по величине, расположению; лепка с игровой целью (совместно со взрослым или подражанию) предметов шарообразной формы (конфеты, вишенки, яблочки и т. д.) с использовать как счетный материал различных приемов и с последующим их обыгрыванием; лепка объектов, состоящих из нескольких частей (пирамида из шаров, неваляшка.

Роль реальных представлений о себе и окружающем мире в формировании элементарных математических знаний детей с интеллектуальной недостаточностью очевидна. Возникают эти представления в процессе различных наблюдений детей за деятельностью взрослых на специально организованных экскурсиях (продавец, почтальон). Во время экскурсий воспитатель может представить детям материал по сравнению предметов по размеру, расположению пространственных величин. Кроме этого: на экскурсиях можно понаблюдать за прилетающими птицами (счет, размер, проезжающим транспортом, собрать определенное количество листочков, посчитать деревья, кустарники, рисование палочками на земле и т. д.

В процессе занятий физкультурной в свободных играх, дети закрепляют навыки счета, пространственные временные понятия, формы, размер и т.  д. Занимательный материал (загадки, считалки и др.) не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть переключится, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развития мышления.

В режимных моментах воспитатель обращает внимание детей на объединение предметов в группы : все предметы гигиены (мыло, полотенце) расположены в туалетной комнате, одежда находится в шкафу, обувь на полочках, также полезно создавать или использовать ситуации, в которых дети подбирают или группируют предметы (складывают все кубики в коробку, обувь на полку, мусор в корзину, счет пуговиц на курточке).

В столовой «поровну ли тарелок и ложек?» воспитатель обращает внимание детей на необходимость применения практических способов: можно узнать, чего больше (меньше) – надо положить одни предметы на другие или приложить один предмет к другому.

Математика дает огромные возможности для развития логического мышления и познавательной деятельности дошкольников с умственным нарушением интеллекта. Формирование математических представлений сложный и длительный процесс, и лишь в результате целенаправленного обучения на занятиях и вне дошкольники с индивидуальной недостойностью овладевают элементарными математическими знаниями и умениями.

Формирование представлений о числе и счете у детей со сниженным интеллектом способствует коррекции недостатков умственного развития, обогащает игровую, конструктивную, изобразительную и другие виды деятельности, способствует социализации ребенка.

Список литературы:

1. Баряява Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемой в развитии: учебно- методическое пособие. Спб Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство СОЮЗ, 2002.

2. Баряева Л. Б. Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПБ: Издательство СОЮЗ, 2003.

3. Чумакова И. В. Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у детей с нарушением интеллекта. Дефектология 2003 №2.

Публикации по теме:

Использования сюжетно-дидактических игр при формировании количественных представлений у старших дошкольников «Особенности использования сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием при формировании количественных представлений у детей.

Теневой пальчиковый театр как средство формирования коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью Таланты детей находятся на кончиках их пальцев… М. Монтессори. Одной из задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Интегрированное занятие по ФЭМП у детей с интеллектуальной недостаточностью по теме «Транспорт» Конспект интегрированного открытого занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с детьми специальной (коррекционной).

Итоговое комплексное занятие на тему «Одежда» для детей с интеллектуальной недостаточностью (подготовительная группа) Конспект итоговое комплексное занятие на тему «Одежда» для детей с интеллектуальной недостаточностью подготовительная группа. Цели :закрепить.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью «В гостях у сказки» Конспект занятия по теме: В гостях у сказки. Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей подготовительной группы с интеллектуальной.

Конспект занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Тема: «Путешествие по сказкам». Программное содержание: - закрепление знаний о сказках (название, герои, сюжет, умение узнавать сказку.

Лепка из кинетического песка «Печенье». Конспект занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью. Программное содержание: 1. Познакомить со свойствами кинетического песка (не липнет к рукам, не пачкает рук, и т. д.) 2. Объяснить правила.

Игры с модулями, как средство коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью Обучающие игры с дидактическими модулями, как средство коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью «Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью». Дети с интеллектуальной недостаточностью.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование количественных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Опубликовано: 24 октября 2016 в 21:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование количественных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.» (включая файлы) размещена пользователем Климова Валентина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД