Ирина Эйсмонт
Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью».
Дети с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР) – особая группа детей, основными проблемами которой являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем мире; недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления, что усугубляется низким уровнем познавательной активности, а также недостаточной регуляцией произвольной деятельности и поведения. Так же характерной чертой этой группы детей является недостаточное развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. Н. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Поэтому наличии у ребёнка речевого или интеллектуального дефекта, в том числе, сложного сочетанного нарушения, особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
В литературе последних лет описаны приёмы работы по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью (Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. Т. Б. Филичева, с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская, с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, с заиканием (Л. И. Белякова, Н. А Рычкова). Все авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи и интеллекта.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы свидетельствует о достаточно глубоком изучении особенностей речевого и интелллектуального развития детей-дошкольников, взаимосвязи развития высших психических функций и мелкой моторики.
Однако до сих пор остаются неясными некоторые конкретные пути развития и коррекции речевой и интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.
Для построения коррекционной работы с этой группой детей необходимо особенно тщательно подходить к выбору средств и приёмов обучения. Я стремилась представить систему работы по проблеме развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием сказки и природного материала. Поскольку считала, что она отвечает особенностям детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, их восприятия, мотивации и познавательной деятельности и позволяет в яркой и интересной для детей и педагога форме развивать и осуществлять коррекцию недостатков развития.
Своё внимание я сосредоточила на практической работе в данном направлении. В то же время я не могла оставить без внимания тот факт, что эти игры имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребёнка, дают ему возможность прикоснуться к тому, что составляет основу «картины мира»
• Игры с природным материалом в развитии ребенка.
• Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». Кроме того, именно в процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры.
• Б. Г. Ананьев отмечал, что психическое развитие человека обусловлено его способностью усваивать общественный опыт, накопленный человечеством. Это утверждение важно для определения роли игр с природным материалом в развитии ребенка вообще и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в частности.
• Первичную информацию об окружающем мире ребенок в значительной мере получает в ходе игровых действий с природным материалом. Навыки, полученные детьми, позволяют им приобрести тот элементарный практический опыт, без которого процесс его развития становится невозможным или качественно отличается от того, как он протекает у детей в норме.
• На характер социального опыта ребенка оказывает существенное влияние передача этнокультуры (язык, традиции, менталитет, заложенной в социальном опыте родителей и близких ребенку людей. Именно основы этнокультуры вплетены в народные сказки, тесно связаны с возможностями использования тех или иных природных материалов.
• Обучение детей с проблемами в развитии играм с природным материалом строится на принципах филогенетического развития, которое включает в себя сенсорно – перцептивный опыт, накопленный человечеством.
Сказка и игры с природным материалом в системе работы воспитателя группы для детей среднего возраста с проблемами в развитии.
• Обучение игровым действиям с природным материалом не является изолированной задачей, а входит неотъемлемой составной частью в общий комплекс разработанной нами системы работы.
• Развитие личности ребенка может быть более эффективным если он не просто представляет себе сказку, но и сам непосредственно соприкасается с ней. Это «соприкосновение» в прямом смысле происходит особенно эмоционально в процессе работы с природным материалом.
• Природный материал не требует материальных затрат, доступен, экологичен, возвращает нас к культуре и мировоззрению своего народа. Природный материал разнообразен по своим качествам и свойствам, вызывает различные тактильные ощущения, что дополнительно стимулирует развитие речи и когнитивной сферы психики ребенка.
Предлагаемая система работы включает:
• театрализованные игры
• режиссерские игры (по типу театрализованных)
• работа с природным материалом
• мнемотаблицы
• трафареты
• театр на ковролине
• пазлы
• разрезные картинки
• настольно печатные игры
• Суть обучения играм с природным материалом дошкольников с проблемами в развитии состоит в организации игровой деятельности, которая поможет ребенку овладеть средствами и способами познания окружающего мира, проявить самостоятельность, реализовать свою позицию в освоении культуры.
• В коррекционно – развивающей работе педагог, прежде всего, опирается на следующее требование: закладывая культурный фундамент целостного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью, он должен обеспечивать гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром, создать обстановку психологического комфорта и физического здоровья.
• Освоение детьми игрового опыта идет, как правило двумя путями: под руководством педагога и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка.
• Необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта детей является соблюдение в игре определенной последовательности:
- проигрывание действий педагогом на глазах у детей;
- совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком;
- выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;
- выполнение игровых действий ребенком по образцу, предлагаемому взрослым;
- выполнение действий ребенком по словесной инструкции;
- сопровождение ребенком выполняемых действий речью.
• Своеобразие познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью выдвигает определенные требования к организации обучения играм с природным материалом. Оно должно обеспечивать преодоление или ослабление недостатков в развитии ребенка, что даст ему возможность овладевать более сложным материалом, как игровым, так и учебным.
• Работа с природным материалом направлена:
на ознакомление со свойствами природных материалов,
адекватными с ними действиями
на развитие гностических функций руки, координацию
обеих рук со зрительным прослеживанием
на развитие элементарных математических представлений:
величина, количество, цвет, форма
на побуждение речевой активности, развитие воображения
и памяти
Работа с природным материалом.
• Как составляющая общей работы по русским народным сказкам мною были разработаны совместные игры с природным материалом, позволяющие детям с интеллектуальной недостаточностью моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учиться различным видам деятельности с природным материалом; отображать сюжет сказки, героев; осуществлять коррекцию и развитие высших психических функций.
• Работа с природным материалом позволяет осуществлять развитие детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи, опираясь на наиболее сохранные функции, задействовать ближайшие зоны развития.
• Сочетаясь со сказочным сюжетом и вплетенный в общую работу этот вид деятельности создает благоприятный эмоциональный настрой детей. Занимательность предлагаемого материала способствует развитию внимания, создаются условия для развития речевой активности, развитию сенсомоторной координации, развитию личности ребенка.