Наталья Шумеева
Формирование инженерно-технического мышления у дошкольников через педагогические технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают, в первую очередь, систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
При организации образовательной деятельности я в первую очередь обращаю внимание на выбор методов, методик и технологий, а также исследую их эффективность и практическую значимость. Поэтому, не напрасно мой выбор пал на технологию развивающего обучения Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Меня привлекло в этой технологии то, что основная ее идея построена на игре, именно игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым или грустным языком сказки. Особенность технологии В. В. Воскобовича в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры от 2-3 до 10 лет. Эти игры можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности детей, а также интегрировать в различные виды детской деятельности.
Публикация «Формирование инженерно-технического мышления у дошкольников через педагогические технологии» размещена в разделах
Технология «Сказочные лабиринты игры» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором совершенствуются познавательные психические процессы и тренируются все виды умственной деятельности ребёнка-дошкольника. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. И ребенок всегда добивается какого-то личного «предметного» результата.
Игры, входящие в технологию «Сказочные лабиринты игры» могут использоваться как целым комплектом, так и отдельно, в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой педагог или дошкольное учреждение.
Автор развивающей технологии «Сказочные лабиринты игры» Вячеслав Вадимович Воскобович является представителем инженерной профессии и, поэтому игры, входящие в его технологию, имеют в себе потенциал для развития инженерно-технического мышления у дошкольников. Экспериментируя с играми «Чудо-крестики», «Фонарики», «Черепашки», «Чудо-соты», «Логоформочки», «Четырехцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник» ребенок развивает свои инженерно-технические способности на основе конструктивно-модельной деятельности. Игры «Геоконт», «Геовизор» знакомят дошкольников с азами геометрии, развивают умение конструировать по образцу, по схеме, по замыслу, развивают навыки элементарного программирования посредством ориентировки в системе координат.
В своей работе я использую не только технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», но и технологию проектной деятельности. Так в 2019-2020 учебном году мои воспитанники приняли участие в проекте «МЫ СТРОИМ ГОРОД ДЕТСТВА».
В основу проекта легла идея раннего профессионального ориентирования дошкольников в профессии будущего, профессии инженера. Мною были изучены теоретические материалы на данную тему, спланирован план мероприятий с детьми и родителями. Так, в ходе проекта дети приняли участие в профессиональных пробах, которые напоминали масштабную сюжетно-ролевую игру. Детям была отведена роль инженеров-строителей, они с интересом строили Город Детства по схеме, разработанной отделом архитектуры и строительства, дополняли проект города своими деталями.
Особое место в проекте заняла встреча с интересным человеком, представителем инженерной профессии из числа родителей воспитанников. Гость показал фотографии и рассказал детям много интересного о работе Курской атомной станции.
В ходе занятий по ознакомлению с окружающим, дети изучали историю предметов рукотворного мира и роли инженера в их совершенствовании.
В 2020-2021 учебном году я планирую продолжить работу по развитию технических способностей своих воспитанников. Так, уже в октябре мои воспитанники примут участие во Всероссийском конкурсе «#ВместеЯрче» и представят свои рисунки и плакаты на тему «Как современная энергетика и новые виды энергии изменили жизнь человека?»
По итогам мониторинга было выявлено, что дети хорошо выполняют задания по замыслу, схемам, моделям, фотографиям, проявляют инициативу в конструктивно-модельной деятельности, распределяют конструктивно-модельную деятельность по технологическим операциям, оформляют этапы работы в виде схем, рисунков, дети высказывают собственные сужения и оценки, передают свое отношение, самостоятельно определяют замысел будущей работы. А также дети уверенно выполняют задания по словесной инструкции педагога.
Отзывы родителей о результатах внедряемой технологии «Сказочные лабиринты игры». Дети, по мнению родителей,умеют сравнивать и анализировать, концентрироваться на сложных мыслительных операциях и доводить дело до логического завершения.