Галлямова Алсу
Формирование интереса к национальным традициям и культуре татарского народа через театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №52 «Алтынчэч» г. Альметьевска»
Тема: Формирование интереса к национальным традициям и культуре татарского народа через театрализованной деятельности.
Воспитатель по обучению
русского языка:
Галлямова Алсу Разяповна
Альметьевск, 2020.
Публикация «Формирование интереса к национальным традициям и культуре татарского народа через театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Республика Татарстан
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач.
Когда я провожу занятия, то ставлю перед собой следующие задачи:
- воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;
- вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края;
- воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;
- познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
И все же хочу отмететь большое влияние театрализованных игр на личность ребенка, на развитие речи позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в изучении языка. Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления,- все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом.
На занятиях по обучению татарского языка театрализованные игры я организую следующие этапы:
первый этап - ознакомление детей с новыми словами;
второй этап - повторение пройденного материала;
третий этап - закрепление, активное пользование языком.
На самом первом этапе работы я включаю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, что является основным действием к будущим театрализованным играм, заодно знакомлю детей с новыми словами. Необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. В последствии часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.
На втором этапе мы переходим к театрализованным играм. Для этого подбираю материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой (“Телефоннан с йл ш ”, “Кибетт ”, “Уенчыклар кибетенд ” и др.).
Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи, которые помогают перенести диалог со сцены в зрительскую аудиторию. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть.
На следующем третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным). Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. Для инсценировок можно использовать разные по жанру литературные тексты и предлагать инсценировать их в разных видах театра. Так, сказку «Т ремк й» мы с детьми сначала инсценировали с куклами. На следующих занятиях дети показывали сказку используя варежковый и настольный театры. Когда же все дети хорошо усвоили диалоги на татарском языке, старшие дошкольники разыгрывали сказку «Т ремк й» как драматический спектакль перед младшими дошкольниками.
На занятиях по обучению татарского языка предлагаю детям среднего возраста игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на татарском языке, следить за развитием действия.
С детьми старших групп инсценируем небольшие сказки («Три медведя», «Кто что любит», «Лиса и гусь» и др.) поэтические произведения. При этом большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов.
Дети подготовительных групп также очень любят инсценировки. По УМК у нас большое внимание уделяется на это. Мы с детьми тоже играем «Репку», «Теремок» (татарский вариант, «Кто что любит» (татарская народная сказка, проводим татарские народные игры, как «Т б т й», “Яшел яулыгым”, “Су анасы”, “Мен си а у кулым” и. др. А также мы поем песенки, водим хороводы. На занятиях провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, кричалки, потешки, прибаутки.
В театрализованной игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.
Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.
У нас в саду так же работает театральный кружок “Яшь б рел р” в подготовител ной группе. Не только детям но и родителям очень интересно. Каждый раз при встречи они описывает восторг дитей и сами не однократно посещали кружка. Некоторые радители сами удевляются как их дети эмоцианально играют.
Вместе с детьми мы в этом учебном году успели поставили «К бел н сарык”, из татарского фольклора “Кичке уен” игры и песьни взяла из УМК. К счастью мы получили хорошие результаты.
После выступления перед публикой обсуждаем на сколько они довольны своим выступлением, узнаем, делаем выводы. Эти эмоции детей для меня бесценно. Таким образом, сказки, песни, народные игры воспитывает у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней, патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края, знакомит трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.