Петрищева Наталья
Формирование сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста при организации двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Умственное, физическое, эстетическое воспитание напрямую зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.
Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.
Публикация «Формирование сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста при организации двигательной активности» размещена в разделах
Также велико значение двигательной активности. Если ребенок не удовлетворил потребность в движении, он будет плохо спать, есть, капризничать не только в детском саду, но и дома.
Как же правильно инструктору по физической культуре спланировать работу по двигательной сенсорике?
Для дошкольного возраста можно выделить девять этапов сенсорики, которые будут определять систему планирования основных видов движений и физических упражнений при приведении физкультурных занятий, утренних гимнастик, побудок после дневного сна и других форм проведения физкультурно-оздоровительной работы.
Важно, чтобы каждый этап внедрялся только после полного освоения предыдущего этапа. Реализация всех девяти этапов возможна в подготовительной к школе группе. На различных этапах двигательной сенсорики дети осваивают сложные координационные движения, у них последовательно развиваются быстрота, ловкость и выносливость(6)
Этапы двигательной сенсорики
Этап 1 - развитие двигательной памяти у детей
(многократное повторение одного и того же движения или комплекса упражнений, не меняя своего положения в пространстве).
Этап 2 - обострение мышечного чувства (выполнение отдельных упражнений с закрытыми глазами) : стойка на одной ноге с закрытыми глазами; стойка на одной ноге с закрытыми глазами после предварительного выполнения поворотов.
Этап 3 - развитие чувства равновесия (после полного освоения движения или комплекса дети выполняют его на ограниченной площади опоры - кубик, дощечка)используются предметы шириной на уровне плеч ребенка и не выше 5 см от пола;
- для старших дошкольников подбирают предметы не выше 10 см от пола, так, чтобы вся стопа находилась на поверхности дощечки или кубика.
Этап 4 - развитие чувства правильного положения тела (способствует формированию правильной осанки и укреплению мышц спины) - выполнение упражнений и комплексов с мешочком на голове (вес мешочка определяется возрастом ребенка).
Этап 5- развитие чувства пространства и времени (выполнение упражнений и комплексов с предметами разного размера и веса) :
- с мелкими предметами (мячами, кольцами, игрушками, кубиками, гантелями, кистевыми эспандерами и т. д.) в каждой руке;
- со средними предметами (физкультурное и спортивное оборудование подходящего, т. е. среднего размера);
- большими предметами (мячами, палками, обручами).
Этап 6 - развитие чувства времени (выполнение упражнений и комплексов под музыку в разном темпе) :
- разучивание упражнений и комплексов в медленном темпе;
- выполнение движений с постепенным ускорением;
- выработка навыка быстрого реагирования на изменения темпа, выполнение движений под музыку в меняющемся темпе.
Этап 7- развитие пространственной ориентации - выполнение упражнений и комплексов: в ходьбе, в беге, в положении сидя, лежа на животе, лежа на боку.
Этап 8 - развитие чувства координации - выполнение упражнений и комплексов;- сидя с предметами;- лежа с предметами;- стоя с мешочком на голове и с предметом;- стоя на ограниченной площади с предметом;
- в ходьбе с предметом;- в беге с предметом.
Этап 9 развитие творчества (конструирование движений) - на основе знакомых движений ребенок создает движение:
- придумывание движений с опорой на метод «эмпатии», «аналогии»;
- выполнение одного и того же движения под музыку с
разным темпом ; -придумывание движений с опорой на метод «фантазирования».
Такой подход позволяет ребенку осознанно выполнять упражнения, так как они ему хорошо знакомы, повышает общий эмоциональный настрой детей, вызывает интерес к физической культуре, и позволяет дошкольнику проявить творчество в самостоятельной двигательной деятельности.
Приемы: совместное выполнение разнообразных движений с ребенком
упражнения и игры на развитие пластики
показ упражнений на подражание движениям животных
внесение и обыгрывание самодельных физкультурных пособий
использование художественного слова
использование сюжетных игрушек, пособий и костюмов