Марина Александровна
Формирование и развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Слоговая структура слова - взаиморасположение и связь слогов в слове.
В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи.
Публикация «Формирование и развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева “Вопросы изучения детской речи”, формирование слоговой структуры слов в норме проходит по следующим этапам:
1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога : га-га, ту-ту;
1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов : мако (молоко);
1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, от артикуляционных возможностей, от семантической недостаточности, а по данным последних исследований — от неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.
Установлено, что эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
А. К. Маркова и Четверушкина Н. С. выделяют следующие типы нарушений слоговой структуры слова : нарушение количества слогов, нарушение последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слога, инертное застревание на каком-либо слоге, уподобление одного слога другому,слияние частей слов или слов в одно, антиципации, контаминации.
Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.
Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функционирование всех компонентов языковой системы:произносительной стороны речи (фонетики, лексики, грамматического строя речи. Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, что свидетельствует о наличии ОНР.