Марина Харламова
Формирование и развитие регуляторных способностей в период дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы
РЕГУЛЯТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ :
-Освоение общепринятых правил и норм.
-Развитие целенаправленности, саморегуляции.
Дошкольное детство-это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.
Темочки:
Важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Исследователи выделяют такие компоненты регуляторных способностей :
- Контроль импульсивного поведения, следование правилам;
- Умение совершать осознанный выбор предполагает готовность дошкольником принять решение, выбрать один из нескольких вариантов и в старшем возрасте аргументировать свой выбор;
- Целеполагание и создание замысла - это умение действовать согласно внутренне поставленной задаче, а не внешне заданному стимулу;
- Планирование. В дошкольном возрасте формируются только его предпосылки: постановка цели, обдумывание шагов для ее достижения, сохранение последовательности действий, их выполнение и сравнение с изначально задуманным.
- Оценка своего действия, рефлексия формируется к концу дошкольного возраста, у детей присутствует критика, соотнесение получившегося результата с задуманным;
- Рабочая память - это способность длительное время удерживать информацию и оперировать ею;
- Когнитивная (познавательная) гибкость заключается в умении переходить от одного вида деятельности к другому, от выполнения одной инструкции к другой.
Основные принципы освоения правил и норм:
постепенность и последовательность; систематичность; доступность понимания; интерес детей; учет возрастных особенностей и возможностей; индивидуальный подход; учет социальной среды; взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса; практическое применение.
Правило-частный смысл, единичная направленность (одна конкретная ситуация)
Норма-обобщенный характер, общая направленность в отношении и поведении (конкретизируется в правилах)
Успешность образовательной работы с дошкольниками будет во многом определяться позицией взрослого в нормативной ситуации. Нормативная ситуация- это один из видов ситуаций, с которыми связаны последующие действия и активность ребенка.
Регуляторные способности могут функционировать на эмоциональном и произвольном уровнях.
Эмоциональный уровень актуализируется при переходе от одной ситуации к другой за счет неопределенности, сопровождающей каждый раз новую ситуацию. Характер эмоционального образа зависит от того, как ребенок воспринимает ситуацию, в которую попадал, каков его опыт пребывания в подобных ситуациях.
Произвольная регуляция выражается в сознательном выполнении правил, действующих в нормативной ситуации, иногда вопреки первоначальным побуждениям. Произвольная регуляция предполагает сознательное удерживание себя в нормативной ситуации путем принятия существующих в ней правил, то есть, с одной стороны, освоения правил, а с другой – способа поведения в нормативных ситуациях. Произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся благодаря учебной деятельности.
Произвольная регуляция носит совместный со взрослым характер и только в школьном возрасте приобретает формы саморегуляции. Регуляция поведения дошкольников в большей степени происходит в эмоциональной форме.
Создание условий для развития регуляторных способностей :
1. Предметно-пространственная развивающая среда (доступность, многофунциональность, соответствие возрасту и интересам, постоянное пополнение всех Центров активности);
2. Совместная, коллективная, парная, подгрупповая деятельность взрослых и детей; детей друг с другом;
3. Организация разных видов игровой и образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
4. Возможность организации самостоятельной свободной игры;
5. Использование в образовательном процессе инновационных технологий;
6. Участие в соревнованиях, акциях, конкурсах, выставках…;
7. Взаимодействие с другими организациями: музеи, школы, библиотеки, театры, выставки, вернисажи, МВД, МЧС…;
8. Организация разных видов наблюдений, экскурсий, целевых прогулок; творческой, трудовой и культурно-досуговой деятельности;
9. Активное взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Методика, способы и средства формирования и развития регуляторных способностей в разных возрастных группах
Вторая группа раннего возраста:
Игровая деятельность: игровые ситуации, подвижные игры и дидактические упражнения, игры-забавы и игры-превращения; действия с предметами; конструирование; ООД; развивающий (ситуативный) диалог; народный фольклор; чтение литературных произведений; рассматривание тематических сюжетных картинок и иллюстраций к произведениям; личный пример взрослых.
Младшая группа:
+ утренний и вечерний круг (позитивная социализация); коллективные работы в продуктивной деятельности; игры с правилами (подвижные, спортивные игры и упражнения, дидактические, настольные, сюжетные игры, игры-инсценировки, обыгрывание ситуаций; поручения; коллективная и подгрупповая деятельность; наблюдения за деятельностью старших дошкольников.
Средняя группа:
+нормативные ситуации; сюжетно-ролевые игры, народные и хороводные игры, театрализованные игры и драматизации; беседы (беседы-обсуждения); разные виды и формы трудовой деятельности; практические упражнения; словесные указания; коллективные выставки; моделирование (использование знаков, символов, моделей); «утро радостных встреч», психологические этюды; парная деятельность; экскурсии и целевые прогулки.
Старшая и подготовительная группы:
+творческие игры, игры-соревнования, эстафеты, творческие соревнования; беседы-рассуждения, создание альбома внутригрупповых прав, правил и обязанностей; участие в нормативных проектах; моделирование ситуаций; творческое рассказывание из личного опыта; взаимодействие со взрослыми разных профессий; совместная деятельность; анализ своих действий, поступков и сверстников; съемка видеоматериалов для последующего анализа поступков, эмоций, чувств.