Кристина Игоревна Меньшенина
Консультация для родителей «Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?»
▼ Скачать + Заказать документы
В век технологического прогресса кажется, что самый простой способ не отстать от времени — дать ребенку гаджет с развивающими приложениями.
Основы программирования, развитие речи или интеллекта — все это сулят программы от 0 лет.
Но дошкольник — это не просто маленький человек, а иной — с точки зрения возможностей мозга и приоритетов развития.
Публикация «Консультация для родителей „Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?“» размещена в разделах
Ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста — игра, которая постоянно эволюционирует, основной способ познания — имитация или подражание, основа знаний — собственный опыт.
Важно также не забывать про возрастную сензитивность, основы изучения которой заложил в 30-е годы XX века Лев Выготский. Это периоды максимальных возможностей для развития определенных свойств психики и моделей поведения, а также восприимчивости к приобретению определенных навыков. За сто лет человек биологически не изменился, закономерности его развития остаются все теми же. Дошкольное детство — по-прежнему наиболее благоприятное время для сенсорного и речевого развития, усвоения порядка, тренировки движений и социальных навыков.
В период дошкольного детства дети общаются, договариваются, решают разные, все время новые задачи в зоне их актуального развития, из области познания, творчества, социального взаимодействия, физического развития.
Взрослый в этот период наблюдатель — модератор, который помогает исследовать среду, наладить взаимодействие с ней, освоить новые модели поведения. Он учит детей распознавать эмоции и разрешать конфликты. Только взрослый способен перевести ребенка из зоны актуального в зону ближайшего развития. И, наконец, взрослые служат детям моделями для подражания.
Технологии помогают нам развиваться, но остро встает вопрос - нужно ли это детям в тот период, когда ведущий вид деятельности - игра?
Развитие детей в дошкольном возрасте опирается на все пять органов восприятия, и гаджеты вызывают неравномерное развитие зрения, слуха, восприятия вкуса, обоняния, осязания, что в будущем может сказаться на успеваемости в школе.
Существует разрыв между предложением рынка технологий и тем, что нужно и полезно ребенку-дошкольнику. В основном предлагаются почти те же решения, что и детям постарше и даже взрослым, только в слегка упрощенном виде. Предполагается что так можно освоить полезные навыки. Но, как правило, навыки эти узкие и неактуальные для маленьких детей. Эффективность подхода «наедине с гаджетом» — полная иллюзия: даже условно разнообразный контент искусственной среды никогда не сравнится с многообразием постоянно меняющейся естественной среды.
И все же место технологиям в жизни дошкольников можно найти, но только при условии, что без них невозможно или с ними лучше. Как правило, это связано с задачами в области коррекционной работы с детьми. В остальных случаях технологии должны остаться в руках взрослого, который использует их для решения определенных задач.
виртуальные игры, какие бы сложные они не были, уже придуманы, сюжеты в них заданы, и ребенок мало что может внести от себя в эту реальность. Единственное, что ему остается - потреблять ее. А потребляя, он отдается ей всецело, поскольку нет необходимости игру менять, прекращать или перестраивать, как это происходит в живом детском коллективе. Развитие ребенка, если он использует гаджеты без ограничений, начинает отставать (страдает, в первую очередь, его саморегуляция и эмоциональная сфера) и формируется компьютерная зависимость. Любые виртуальные игры будут уступать в дошкольном возрасте играм реальным.
Существует важный момент, о котором многие родители даже не подозревают. Способно ли увлечение гаджетами заменить банальное рисование или лепку в части развития мелкой моторики, так необходимой малышам? Нет. Давайте разберемся, почему. Ответьте на простой вопрос: «Сколько пальчиков задействовано у ребенка, когда он использует планшет или телефон?» Как правило, всего один. Именно в этом кроется страшная правда о гаджетах : ребенок, чрезчур увлеченный ими, оказывается не в состоянии выдерживать элементарные письменные нагрузки в начальной школе просто потому, что его рука не подготовлена к письму. Время, проведенное за играми на телефонах и планшетах, способствует возникновению напряжения в пальцах рук при письме, что снижает скорость письма, препятствует развитию координации кисти руки и навыков управления элементарными предметами (к примеру, ножницами). Но самое главное - развитие мелкой моторики напрямую связано с интеллектуальным развитием. Именно поэтому в развитии детей дошкольного возраста включают много творческих занятий - лепят из пластилина, рисуют пальчиками, играют с крупой.
Возвращаясь к вопросу "стоит ли давать дошкольник гаджеты?", можно дать однозначный ответ - нет!
Предоставьте возможность вашему ребёнку прожить период дошкольного детства в реальном мире и преобрести собственный опыт.