Мария Владимировна Исаева
Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Реабилитационные центры оказывают детям с ограниченными возможностями здоровья квалифицированную медико-социальную, социально-педагогическую и психологическую помощь, обеспечивают их социальной реабилитацией и адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
В современном обществе существует потребность интеграции детей с ДЦП в социум, однако, в период интеграции возникают проблемы усвоения и принятия ими целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе. Количество детей, испытывающих значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми, постоянно возрастает, что приводит к возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра. Большинство детей имеют отклонения от норм социального поведения и проблемы в общении со сверстниками.
Публикация «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель: Выявление проблем нравственного воспитания, связанных с интеграцией детей с ДЦП в социум.
Задачи:
1) выявление детей, имеющих проблемы с социальным поведением и речевым общением.
2) социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3) социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Нравственное воспитание подразумевает развитие навыков социального поведения, привитых семьёй и средой и проявляющихся в общественной жизни. Формирование и развитие навыков социального поведения у детей с ДЦП является одним из главных моментов в процессе их адаптации в социуме.
Социальное поведение - это процесс присвоения и реализации ребенком социальных норм, правил поведения и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с окружающим миром.
Нравственное воспитание направлено на получение определенного опыта, необходимого для полноценного развития. В случае с детьми с ДЦП нравственное воспитание в ещё большей степени оказывается обязательным условием для интеграции в общество, так как наличие инвалидности у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности. Дети с ДЦП, вследствие своего заболевания и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных механизмов. Всё это способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Ребёнок-инвалид, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или, наоборот, агрессивности, конфликтности. Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка. Роль воспитателя заключается в создании необходимых условий для формирования и развития навыков социального поведения и общения, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество.
Для достижения поставленных целей необходимо придерживаться следующих принципов:
• Создание необходимых условий для всестороннего развития детей
• Единство и целостность воспитательного процесса (взаимосвязь задач, методов и средств воспитания - последовательность, систематичность в воспитании; повторность упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени).
• Доступность и адаптивность (принятие во внимание возрастных и психологических особенностей детей, их потребностей и интересов, уровня подготовленности, индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка).
• Интегрированный подход.
Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством. Для предупреждения плохого поведения большое значение имеет профилактическое обучение. Такое обучение предполагает следующие этапы:
1) Обсуждение с ребёнком той или иной конкретной ситуации. Объяснение норм поведения, приведение доводов, близких и понятных ребёнку. Закрепление на практике в игровой деятельности.
2) Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.
В процессе проведения занятий используются следующие методы:
• Беседа: разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, иллюстраций;
• Пример правильного поведения других детей;
• Специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.
Занятия проводятся со всеми детьми одновременно или же подгруппами. Именно в общении приобретается основной жизненный опыт, который представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:
1. Культурные навыки
Представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом ребёнку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании с ними.
2. Специфические знания
Представления, полученные ребёнком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.
3. Ролевое поведение
Поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и культурной средой. Это поведение отражает знакомство ребёнка с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью.
4. Социальные качества
Эти качества можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.
Таким образом, можно утверждать, что понятие «социальное поведение» является комплексным и интегрируется с понятием нравственного поведения. Формирование социального поведения осуществляется в результате социализации, в ходе которой человек усваивает нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Если своевременно и целенаправленно будет проводиться работа по формированию социально-адаптивного поведения у детей с ДЦП, то это предотвратит у них появление эмоционально-личностных, поведенческих трудностей и расширит их коммуникативный и социальный опыт.
Для выявления уровней сформированности социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП необходима комплексная диагностика, которая предполагает обследование четырех компонентов социального поведения :
- особенность принятия и осознания детьми нравственных норм;
- культура поведения;
- коммуникативные способности;
- особенность межличностных отношений детей в группе.
Очень часто трудности в поведении и общении испытывают дети с ограниченными возможностями. Со временем дети осознают, что они «не такие как все», и поэтому у них появляется неуверенность в себе. Зачастую, такие дети живут изолированно, не посещая детский сад или школу. При социализации детей с ДЦП одной из основных проблем является отсутствие навыков социального поведения и речевого общения в среде здоровых людей, недостаточная сформированность потребности в межличностном общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями не предусматривает широкого контакта со сверстниками. Поэтому особое внимание необходимо уделять умению детей правильно вести себя в различных ситуациях и общаться. Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко. Зачастую в группе детей существует множество конфликтов, когда другой ребёнок воспринимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти. Воспитателю, работающему с такими детьми, необходимо четко ориентироваться в этих тенденциях, чтобы вовремя их распознать и помочь ребенку преодолеть их.
Оптимальным периодом наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций является дошкольный и младший школьный возраст. Ведь именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
Роль детского коллектива в реабилитационном центре значительна, ведь именно через коллективную деятельность дети с двигательными нарушениями на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребёнка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей.
Поэтому становится понятной высокая степень необходимости коррекционной работы, направленной на формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения.
Целью работы с детьми является:
• формирование у детей с ограниченными возможностям положительного отношения к этикету и общепринятым нормам поведения в повседневной жизни;
• духовно-нравственное развитие личности через общение с людьми;
• коррекция отклоняющегося от нормы поведения;
• повышение общей социальной зрелости детей, снижение их агрессивности, воспитание способов эффективного взаимодействия с людьми.
Задачи:
• знакомить с правилами этикета;
• систематизировать и обобщать правила социального поведения;
• учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
• научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
• воспитывать любовь и уважительное отношение к
близким и окружающим людям;
• воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;
• формировать любовь к природе, воспитывать сострадание ко всему живому;
• совершенствовать навыки общения;
• способствовать развитию познавательных процессов;
• выработать необходимые навыки поведения в трудных ситуациях;
• понять и принять себя «таким, какой Я есть».
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Существует множество форм и приёмов работы с детьми, позволяющих эффективно формировать у них нравственные ориентиры. В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста наиболее эффективной формой является проведение сюжетно-ролевых игр, где ребёнок может постепенно упражняться в удобных, разумных и красивых формах поведения, осуществлять нравственный выбор собственных действий.
Значительное внимание следует отводить упражнениям-тренингам, проигрыванию различных ситуаций общения и поведения. Они способствуют отработке отдельных навыков культурного поведения.
Упражнения-тренинги могут быть представлены следующими вариантами:
• Упражнение – анализ речевых ситуаций. Проводится с целью обогащения словарного запаса детей формами речевого этикета;
• Уражнение – проигрывание речевых ситуаций. Включается в занятие для выработки умений использования формул речевого этикета в конкретной ситуации
• Упражнение – выбор вежливого ответа и этичного действия. Эта ситуация ставит детей перед необходимостью нравственного выбора;
• Рассказы с ошибками. Цель данного вида работы – выявление знаний правил поведения в различных ситуациях;
• Задачи – ситуации, где дается более развернутое описание жизненных ситуаций. Своей целью задачи-ситуации ставят развитие умения анализировать этикетные ситуации, определять уровень общения и поведения.
Очень ценный источник знаний о нормах поведения – художественные произведения. Чтение воспитателем стихотворений, басен, сказок, рассказов с их последующим обсуждением вызывают у детей желание или нежелание быть похожими на их героев. Эффективным методом является работа с фольклорным материалом, а именно с пословицами.
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
С целью изучения компонентов социального поведения проводится обследование детей в возрасте 3 – 8 лет. Форма обследования – индивидуальная. По результатам диагностики с детьми организуется индивидуальная, групповая и подгрупповая коррекционно-развивающая работа. При организация работы по формированию социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП в первую очередь учитываются результаты диагностики, индивидуальные и возрастные особенности детей, а затем намечаются следующие направления работы:
1) создание благоприятной социально-педагогической среды
2) коррекционная работа с детьми
Создание благоприятной социально-педагогической среды является одним из необходимых условий при формировании и развитии социального поведения у детей с ДЦП. Такие дети особенно нуждаются в развивающей среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития). Созданная развивающая среда помогает в комплексе решать коррекционно-педагогические задачи, в том числе, по формированию социального поведения детей.
Коррекционная работа с детьми проводиться в беседах на познавательные темы, в опытнической деятельности. На занятиях, при организации наблюдений у детей вырабатываются образцы познавательных контактов (делятся впечатлениями, учатся задавать вопросы). Поэтому коррекционная работа по формированию социально-адаптивного поведения включается во все виды деятельности с детьми. Занятия ориентированы на повышение социальной зрелости детей, психологическую защищённость, комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
По результатам диагностики на первоначальном этапе дети с ДЦП не обладают необходимым уровнем социальной зрелости, являющимся одним из важнейших аспектов социализации в общество : у них отсутствует потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детской группы, а также способность исполнять социальные роли.
Затем, в ходе работы по формированию и развитию навыков социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП повышается самооценка, развиваются коммуникативные качества. После проведения коррекционной работы у воспитанников улучшаются навыки конструктивного взаимодействия, в основе которого лежит позитивное отношение к окружающим, происходит коррекция поведения при рассматривании различных жизненных ситуаций.
С целью выявления эффективности занятий, в начале и конце реабилитации, проводится диагностика, которая позволяет выявить динамику уровня развития навыков социального поведения и речевого общения. Проводя оценку, рассматриваются следующие области:
1) особенности принятия и осознание детьми нравственных норм
2) культура поведения
3) коммуникативные способности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря проделанной коррекционно-педагогической работе, направленной на формирование социального поведения, у детей качественно улучшились показатели по всем исследуемым параметрам. Повысился уровень принятия и осознания нравственных норм. Выявлены улучшения в формировании навыков культурного поведения. Дети чаще стали использовать в речи вежливые слова, стали способны выслушать сверстника, не перебивая, оказать ему необходимую помощь. Положительная динамика отмечена и в развитии коммуникативных способностей. Дети стали приветливее, внимательнее относиться друг к другу, замечая настроение, эмоциональное состояние товарища. И хотя, по-прежнему, в повседневном общении между детьми возникают конфликтные ситуации, но они стараются разрешать их конструктивными способами. В результате чего уровень благополучия взаимоотношений в группе повысился, увеличилось количество детей, имеющих благоприятный статус.
Выводы:
Комплексная коррекционно-педагогическая работа является эффективным средством в формировании социально-адаптивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря проделанной работе у многих детей повысилась общая социальная зрелость, культура поведения, они научились способам эффективного взаимодействия в группе. Своевременное, целенаправленное формирование и развитие социального поведения у детей с ДЦП влияет на предотвращение у них эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширяет их коммуникативный и социальный опыт. У детей постепенно формируются культурные навыки, социальные качества : сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Екжанова Е. А, Стреблева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Москва, Просвещение 2003
2) Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.
3) Маллер А. Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : практическое пособие» – М: АРКТИ, 2000
4) Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Генезис» Москва 2003