Надежда Шибанова
Формирование навыков речевого общения во время ООД, в повседневной жизни и деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Публикация «Формирование навыков речевого общения во время ООД, в повседневной жизни и деятельности детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Но для того чтобы чему-то обучать детей, я работаю в первую очередь над собой. Ребёнок - дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание я уделяю своей речи. Стараюсь говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко произношу незнакомые и длинные слова. Также регулирую темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Регулирую силу своего голоса, говорю настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Моя речь эмоциональна, выразительна и отражает интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
В процессе речевого общения с детьми я использую и невербальные средства (мимика, пантомимические движения, которые выполняют важные функции:
• помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов.
Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями;
• помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,.);
• способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
• помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
• являются образцами поведения детей;
• выполняют социальную, воспитывающую функцию.
Важной формой организации обучения речи я считаю специальные занятия, на которых ставлю и целенаправленно решаю определенные задачи речевого развития детей. Я отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развиваю навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности. Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, используются разные виды искусства, самостоятельная речевая деятельность ребенка интегрируется по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.
Развитие речи осуществляю также в организованных образовательных видах деятельности по другим разделам программы детского сада. Родной язык выступает средством обучения других образовательных областей.
Художественная литература является важным источником развития речи детей и средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Изобразительное искусство, музыка, театр также используется в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств. Например, при усвоении лексического материала, близкого детям, связанного с повседневной жизнью, на первый план выдвигается непосредственное общение детей с взрослыми в бытовой деятельности. Навыки правильного употребления слов уточняются и закрепляются на немногочисленных занятиях, выполняющих одновременно функции проверки и контроля.
При усвоении материала, ведущей является учебная деятельность на занятиях, целесообразно сочетающаяся с другими видами деятельности.
В моей практике работы используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности :
- режимные моменты
- совместная деятельность педагога с детьми
- самостоятельная деятельность детей
- совместная деятельность с семьей.
Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения : одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых организовываю разговор с детьми. При этом формирую определённый круг знаний и представлений, активизирую речь детей.
Я стремлюсь развивать детскую речевую активность, тактично исправляя ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказываю слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправляю ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки я не повторяю её, а предлагаю ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить правильное слово или предложение.
Повседневное общение даёт мне возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговариваю о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т. д.
Например: дети, одеваются на прогулку, я рассказываю обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши - зелёные, у Никиты - синие, у Маши - коричневые,. У Жени ботинки со шнурками, а у Ани - с ремешком, у Кати - сапоги,.»
Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, я даю указания к работе и обязательно слежу за правильностью их выполнения.
Когда дети умываются, говорю и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело, чем моют (водой, мылом, щеткой, какая вода (горячая, холодная, теплая, какое мыло (душистое, ароматное, белое и т. д., чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т. д.).
Во время дежурства по столовой привлекаю внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляю названия, демонстрируя форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся, количество и место разных предметов посуды на столе.
Чем младше дети, тем чаще нужно сопровождать словами свои действия. Поэтому я сама называю предметы и действия, но и задаю детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т. д.
Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе дети должны уже научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями : будем одеваться, кормить рыбок и т. д.
Очень полезен такой приём из моей практики, когда я поручаю кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.
Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому я ввожу в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами. Например, «Игры с мячом». «Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет такого» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга.»
«Лягушка» - Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.
В старшем дошкольном возрасте особое значение уделяю тому, чтобы научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.
Осуществляю контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимаюсь развитием мелкой моторики, оказываю помощь по автоматизации поставленных звуков, способствую совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, провожу необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение и на моих занятиях и вне них. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляю не только во время занятий, но и в режимных моментах, находясь с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Работаю с детьми весь день и имею возможность многократно повторять и закреплять наработанный речевой материал, повторяя и закрепляя новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.
Работа по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.
Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, я не забываю о развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном возрасте.
Хочется отметить, что культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.