Ольга Бганина
Роль самопознания в формировании навыков социального поведения младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема человека как социального субъекта в ходе радикальных преобразований в Казахстане существенно проявляется в его духовном самоопределении, самоутверждении и духовно-нравственном выражении. А это, в свою очередь, уже вопросы мировоззрения, активной жизненной позиции и ценностных ориентаций личности, представляющих собой мировоззренческие, политические и нравственные убеждения, определенные устойчивые привязанности и принципы поведения. Поэтому осмысление –духовно-нравственного смысла жизнедеятельности человека, понимание сути и роли его духовно-нравственных ориентаций ныне представляются крайне важными в поисках выхода из определившейся сложной ситуации в любой стране.
Публикация «Роль самопознания в формировании навыков социального поведения младших школьников» размещена в разделах
Социальный заказ казахстанского общества образованию определили программные установки Президента страны Нурсултана Назарбаева, заложившие образ будущего страны как «общества максимальных возможностей, где уважается личность и свобода человека», «ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности» [1].
В настоящее время национальная система образования ориентирована на развитие личностного потенциала подрастающего поколения, формирование у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность.
Педагогическая деятельность приобретает характер сотрудничества, в котором доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом между учителем и учащимися, направляет процесс в «нужное русло» то есть оказывает педагогическое сопровождение ученику в формировании ценностных представлений. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, в частности, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.
Практическим решением этой задачи уже на протяжении двенадцати лет является реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является первая леди Республики Казахстан Сара Алпысовна Назарбаева, с именем которой в нашей стране неразрывно связано активное нравственно-духовное воспитание и развитие подрастающего поколения. «Задача всех людей на земле, детей и, в первую очередь, взрослых - помочь себе и другим в продвижении духовного образования, передать это растущему поколению», - отметила основатель и президент республиканского детского благотворительного фонда «Бобек» С. А. Назарбаева на Всемирном форуме духовной культуры (Астана, 2010 г.) [2].
Основные требования программы «Самопознание» - формирование целостной личности школьника, способного познавать окружающий мир, мир своей личности, осваивать и развивать навыки сознательного самопознания и самоуправления, полно отражают задачи системы образования в современных условиях – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.
В концептуальных основах программы «Самопознание» отражены также общие методологические подходы, дидактические аспекты, принципы построения учебно-методического обеспечения, а также требования к личности педагога. Внедрение программы «Самопознание» в педагогическую практику предполагает собственную организационную, методическую, управленческую готовность к ней учебных заведений и системы образования в целом и требует специальной подготовки педагогических кадров.
«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Перед профессиональным педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности.
Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.
Младший школьный возраст — это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия.
Востребованность предмета «Самопознание» в формировании социальных навыков поведения младших школьников определяется тем, что он позволяет восполнить недостающее звено в системе учебно – воспитательной деятельности образовательных учреждений и способствует переосмыслению содержания традиционных и новых подходов к обучению и воспитанию[2].
Предмет «Самопознание» идеально подходит для того, чтобы средствами данного предмета формировать коллективные межличностные отношения учащихся младшего школьного возраста. Это обосновано тем, что на уроках используются различные формы и методы, позволяющие развивать социальные навыки поведения младших школьников.
Специфика этого школьного предмета породила необходимость использования интерактивных методов обучения, которые способствуют активизации интеллектуальных, познавательных способностей, развитию коллективного творчества.
Использование на занятиях таких интерактивных методов, как «мозговой штурм», «круглый стол», «деловая игра», работа над созданием коллективных проектов позволяют вести активный поиск ответов с помощью догадок, идей, гипотез, обсуждать нравственные проблемы, а также развивать коммуникативные способности, открытость, сопричастность, социальную активность.
Значимым местом в структуре курса является применение диагностических методик, позволяющих определить уровень развития индивидуальных, личностных особенностей, и на этой основе при помощи тренингов и элементов терапии (игротерапии, арттерапии, сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии) вести коррекционную программу развития личности ребенка.
Например, «Позитивный настрой» - это обязательный методический прием, который создает доброжелательную атмосферу. Педагогический смысл этого приема заключается в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в коллектив, где он пользуется доверием и доверяет другим.
Также неотъемлемой частью урока «Самопознание» является групповая работа. Школа, как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках. Всем известно, в каждом классе есть дети с разными способностями. Дети отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т. п. Учителям нужно учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу.
Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества друг с другом. Необходимо отметить, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя. При групповой форме работы заметна высокая обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Наличие специализированного кабинета, специфика его оборудования и оснащения оказывает существенное влияние на качество и результативность организации учебно-познавательной деятельности по предмету «Самопознание».
На уроках «Самопознания» педагогу необходимо обращать внимание на развитие межличностных отношений в коллективе подростков, на атмосферу в классе. Учитель самопознания должен уметь сглаживать разгоревшиеся конфликты между детьми. Он должен быть человеком, на которого дети смогут положиться и доверить свои проблемы, страхи, поделиться наболевшим. Учитель самопознания должен быть в какой-то степени психологом для детей. Обязательно необходимо проводить на уроках различные упражнения, развивающие межличностные отношения подростков.
Например, существует такое упражнение, как «Тонкие вопросы». Оно предназначено для развития у участников группового психологического тренинга способности рефлексировать сложные структуры межличностных отношений. Упражнение имеет игровой характер, поэтому обычно с большим интересом принимается участниками. Суть данного упражнения заключается в том, чтобы продемонстрировать сложность межличностных отношений с помощью набора вопросов.
Учителю необходимо использовать подобные упражнение и тренинги, в которых подростки испытывают сильные, глубокие чувства и используют обратную связь. Основные задачи таких упражнений должны быть такими:
развитие доверия к окружающим людям;
осознание различных видов мотивов межличностных отношений;
развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
усвоение способов разрешения собственных проблем, позитивное развитие мотивов и навыков социального поведения младших школьников.
Итак, в условиях постоянно изменяющегося мира такая дисциплина как «Самопознание», безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику освоить четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории.
Литература:
1. Назарбаев H.А. Казаxстан — 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всеx казаx станцев: Послание Президента страны народу Казаxстана. - Алматы, 1997.- 30 с.
2. Особенности организации учебного процесса по предмету «Самопознание». //https://www.bala-zan.kz.