Получи документы

Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения как компонент функциональной грамотности дошкольника

Людмила Росянова
Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения как компонент функциональной грамотности дошкольника

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-

ДЕТСКИЙ САД № 110

Тема: Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения – как компонент функциональной грамотности дошкольника.

Воспитатель: Росянова Л. А.

Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения – как компонент

функциональной грамотности дошкольника. (слайд 1)

Публикация «Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения как компонент функциональной грамотности дошкольника» размещена в разделах

Слайд 2 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Слайд 3

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и

экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение детьми системой ключевых компетенций, позволяющих им эффективно применять усвоенные социальные навыки в практической ситуации и успешно использовать их в процессе социальной адаптации.

Слайд 4

Термин «социальные навыки» более широкий и менее официальный. Первым из исследователей, кто выделил понятие «социальный навык», был Вим Слот. Социальные навыки – это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении всего жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими.

Социальные навыки дополняют более конкретные технические навыки. Это межличностные и внутриличностные навыки, включая дружелюбие, коммуникабельность, убедительность, этикет и все промежуточные понятия.

Проблема социальных навыков тесно взаимосвязана с проблемой социальной компетентности личности. Социальная компетентность личности изучалась такими исследователями, как Ю. М. Жуковым, Ю. Н. Емельяновым, Е. В. Коблянской, А. Ю. Коджаспировым, А. А. Кидран, А. В. Петровским, М. Г. Ярошевским и др.

Слайд 5

Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом. В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я» - «общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. По сути, социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности, это явление можно определить, как определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль.

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. В современной педагогической науке нет конкретизации понятия «социальная компетентность». Она представляется некими социальными навыками, наличие которых позволит личности войти в ролевую структуру общества. Социальная компетентность дошкольника предполагает формирование таких компетенций, как познавательная, коммуникативная, социокультурная, личностная, ценностно-смысловая (см. таблицу, развитие которых обеспечивает становление у дошкольника социальных позиций «Я в обществе» и «Я и общество».

Слайд 6, 7

Ключевые социальные компетентности дошкольника.

Социальные навыки, возможно, самые важные способности, которые могут понадобиться человеку в жизни. Хорошо развитые социальные навыки дают возможность завязывать знакомства с интересными людьми, добиваться той работы, которая нравится, укреплять личные отношения. И наоборот, отсутствие хороших навыков общения может привести к одиночеству, что способствует развитию тревожных состояний и возникновению депрессии. Хорошо известно, что социальные навыки поддаются тренировке.

Социальные навыки можно развить посредством общения и взаимодействия с другими детьми. Рассмотрим некоторые социальные умения и навыки более подробно.

Проявление сочувствия и заинтересованности к другим людям в различных ситуациях.

Большей частью социальная тревожность проявляется в смущении, которое проходит, если сфокусировать свое внимание на другом человеке. Фиксация внимания (даже если вначале она вынужденная) на том, о чем говорит другой человек, не только создает ощущение большего комфорта, но и сам разговор становится более интересным.

Естественная или приобретенная способность создавать атмосферу согласия.

Согласие – это состояние понимания или особой связи, которое возникает в результате успешного общения с другим человеком. Согласие возникает на подсознательном уровне, но оно может стимулироваться сознательными усилиями. В этом может помочь следующее: придание осанке такого же вида, как у собеседника, использование того же самого стиля языка, слов и компонентов речи, включая скорость и громкость.

Наблюдение за чужим поведением часто становится одним из важнейших способов передачи социальных навыков. Другим аспектом в развитии социальных навыков является обратная связь. Обратная связь представляет собой позитивную или негативную информацию, которая поступает в качестве реакции на поведение индивида и которую можно использовать в качестве оценки собственного поведения.

Слайд 8 Терентьева Н. П. и Звягина О. Н. выделяют следующие социальные умения: самопонимание, настойчивость, независимость, социальная чуткость, умение устанавливать дружеские связи, умение разрешать проблемы общения.

Слайд 9 Самопонимание – заключается в том, что человек адекватно понимает свои достоинства и недостатки, в принятии себя как индивидуальности, развитии позитивного образа «Я».

Настойчивость – понимается, как умение отстаивать собственное мнение, свои интересы, не вступая в конфликты.

Независимость – умение принимать решение, следовать собственным планам, готовность нести ответственность за свои действия.

Слайд 10

Социальная чуткость – умения распознавать и понимать нужды и чувства чужих людей, сотрудничать и оказывать им помощь.

Умение устанавливать дружеские связи – состоит в умении общаться с другими людьми, разделять их интересы.

Умение разрешать проблемы общения – связано с умением выходить из трудных конфликтных ситуаций без обращения к физической силе.

Центр практической психологии образования Академии социального управления Министерства образования Московской области проанализировав опыт ведущих специалистов в области развития социальных умений детей 5 – 7 лет составили список социальных компетенций. Этот перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению (см. приложение). Они подчеркивают, что большинство этих умений нельзя сформировать напрямую. Структура социальной компетенции дается для того, чтобы взрослый наблюдатель мог сравнить поведение конкретного ребенка с эталонным поведением социально компетентного дошкольника 5-7 лет.

В дошкольном возрасте закладываются основы различных видов навыков: двигательные навыки, культурно-гигиенические, навыки общения и культуры поведения, трудовые навыки, а также социальные навыки. При целенаправленной воспитательной работе по формированию различных видов навыков дети уже концу дошкольного возраста овладевают ими.

В настоящее время в дошкольной педагогике актуальна проблема формирования социальных навыков, как способ формирования функциональной грамотности, как способ привития навыков социального поведения детям дошкольного возраста. Важно отметить, что развитие социальных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социальных навыков также решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, художественной литературе, развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Слайд 11)

I. Навыки адаптации к образовательному учреждению

1. Умение слушать

2. Умение обращаться за помощью

3. Умение выражать благодарность

4. Умение следовать полученной инструкции

5. Умение доводить работу до конца

6. Умение вступать в обсуждение

7. Умение предлагать помощь взрослому

8. Умение задавать вопросы

9. Умение заявлять о своих потребностях

10. Умение сосредотачиваться на своем занятии

11. Умение исправить недостатки в работе

(Слайд 12)

II. Навыки общения со сверстниками

1. Умение знакомиться

2. Умение присоединиться к играющим детям

3. Умение играть по правилам игры

4. Умение просить об одолжении

5. Умение предлагать помощь сверстнику

6. Умение выражать симпатию

7. Умение принимать комплименты

8. Умение проявлять инициативу

9. Умение делиться

10. Умение извиняться

(слайд 13)

III. Навыки обхождения с чувствами

1. Умение воспроизводить основные чувства

2. Умение выражать чувства

3. Умение распознавать чувства другого

4. Умение сочувствовать

5. Умение обращаться с собственным гневом

6. Умение реагировать на гнев другого человека

7. Умение справляться со страхами

8. Умение переживать печаль

(слайд 14)

IV. Навыки альтернативы агрессии

1. Умение мирно отстаивать свои интересы

2. Умение выражать недовольство

3. Умение спрашивать разрешения

4. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы

5. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят

6. Умение проявлять толерантность

7. Умение принять последствия собственного выбора (отношение к своей ошибке)

8. Умение реагировать на незаслуженные обвинения

9. Умение реагировать в ситуации, когда виноват

(Слайд15)

V. Навыки преодоления стресса

1. Умение проигрывать

2. Умение обходиться с чужой собственностью

3. Умение говорить «нет»

4. Умение адекватно реагировать на отказ

5. Умение справляться с ситуацией игнорирования

6. Умение справляться со смущением

7. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности

Литература:

1. Духовно – нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост. : Акинина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П., УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

2. Служба практической психологии Московской области [Электронный ресурс] ЦППО АСОУ; рук. Кривцова С. В. ; Электрон, дан. - М. : ЦППО 2011 – режим доступа: www.asou – mo.ru, www.psychologia.edu.ru

3. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Л. Трубайчук Дошкольное воспитание №6, 2010с. 45-47

4. Педагогический словарь Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Каджаспиров – М. : Академия, 2000. – с. 176

5. Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста. Солодянкина О. В. М. : АРКТИ,2006 – 88с

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрастеФормирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Опыт работы «Воспитание социально-личностных качеств, необходимых для рационального поведения в сфере экономики» Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений Это обусловлено.

Развитие личностных качеств дошкольников в игровой деятельности Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко.

Развитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитаниеРазвитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное.

Роль самопознания в формировании навыков социального поведения младших школьников Проблема человека как социального субъекта в ходе радикальных преобразований в Казахстане существенно проявляется в его духовном самоопределении,.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает.

Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка Личностные особенности и психические качества ребёнка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра – это косвенный метод.

Конспект тематического занятия по формированию социально-личностных качеств дошкольников «Жил — был Зайчик» Тематическое занятие: «Жил-был Зайчик» Цель: Создание условий для формирования социально-личностных качеств дошкольников, через включение.

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка В настоящее время в психолого-педагогической работе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения как компонент функциональной грамотности дошкольника
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 13:33
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД