Ирина Борычева
Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших проблем в логопедии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Одной из задач нашей коррекционной Программы является овладение детьми
самостоятельной, грамматически правильной речью.
Публикация «Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
При изучении и наблюдении за детьми с ОНР, я заметила следующие закономерности в несформированности грамматического строя речи :
1. Неспособность правильно использовать окончания у существительных, прилагательных и местоимений.
2. Проблемы с употреблением окончаний у числительных.
3. Проблемы с согласованием глагола с местоимениями и существительными.
4. Проблемы употребления окончаний у глаголов, имеющих прошедшее время.
5. Проблемы с использованием предложно-падежных фраз.
Активизировать речевое развитие нам поможет театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».
Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, соответственно старается грамматически правильно проговорить, пропеть данную роль. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование правильного грамматического строя речи.
Мои наблюдения показывают, что исполняя роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Для развития грамматического строя речи ребенка, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:
1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).
2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы:
- режиссерские игры,
- игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести
- настольный театр картинок
-теневой театр,
-театр на фланелеграфе,
К играм-драматизациям дошкольников относятся
- игры-драматизации с пальчиками
-драматизации с куклами бибабо
- импровизация
Театрализованная деятельность должна пронизывать все учебные и режимные моменты. В работе над формированием грамматического строя речи можно использовать такие задания как подбор прилагательных по сказке «Теремок» - “Зайчик какой?”, “Волк какой?”, “Медведь какой?”, “Лисичка какая?” Так же идёт работа над образованием относительных прилагательных – “Голова чья?” – заячья, волчья, медвежья, лисья. “Хвост чей?” – заячий, волчий, медвежий, лисий.
При обыгрывании кукольного театра «Репка» можно отработать предлоги: “на”, “за”, “около”, “между”. Использование пальчикового театра или театра теней в игре «Один - много». Игра «Мой, моя, моё, мои» закрепление умения согласовывать существительные с местоимениями в роде, числе, падеже можно использовать пальчиковый театр или куклу – перчатку.
Я считаю, что театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Организовывать театрализованные игры нужно обязательно не только в сотрудничестве с воспитателями, но и с родителями. Только работая в тесном сотрудничестве, можно добиться положительных результатов в работе. Заканчивая, я хочу подчеркнуть, что на основе театрализованной игры можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников.