Елена Иващенко
Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной личности, способной к преобразующей, креативной деятельности. Уровень познавательной деятельности личности не удовлетворяет запросам современного общества и требованиям личностно -ориентированного образовательного процесса (Р. С. Буре, С. Л. Новоселова, В. И. Логинова, Н. Н. Поддьяков).
Перед системой дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самоценности каждого ребенка, выдвигается задача создания социальной ситуации детского развития.
Публикация «Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников,» размещена в разделах
Не секрет, что развитие творческой личности зависит от уровня развития творческой инициативы, эмоционально-положительного отношения к процессу познания, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
В ФГОС ДО как стандарте разнообразия детства, особое внимание уделено поддержке инициативы и самостоятельности детей в различных видах детской деятельности. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности ребенка:
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
-способен к волевым усилиям, принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности [Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»].
Инициативный ребенок стремится к организации игр, содержательному общению, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Инициативного, любознательного ребенка отличает содержательность интересов.
Проблема формирования инициативы и любознательности сегодня приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением многоаспектных научных исследований. Инициатива и любознательность - это, с одной стороны, важнейшие показатели развития детского интеллекта, с другой, непременное условие совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М Дьяченко).
Следует отметить, что целеполагающие идеи развития дошкольного образования с учетом ФГОС ДО, аккумулируются вокруг таких принципов, как обогащение (амплификация) детского развития, поддержка инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность, любознательность.
Познавательная активность представляет собой качественно новую деятельность, в которой проявляется отношение дошкольника к объекту и процессу познания.
В толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова любознательный определяется как «склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Любознательный ребенок имеет познавательные интересы, стремиться к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовольствие
Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности, когда ребенок становится субъектом образовательных отношений. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни (A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарёв, поэтому важным аспектом в социальной ситуации является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия со взрослыми.
В качестве педагогических технологий данного взаимодействия могут быть использованы технологии поисково-исследовательской деятельности, личностно-ориентированного развивающего обучения, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Игровые технологии Организации педагогического процесса в форме игры с четко поставленными целями обучения и соответствующими им педагогическими результатами: развитие инициативы и любознательности. Имитационное моделирование ситуации через принятие ребенком роли.
Технологии поисково- исследовательской деятельности «Обучение через открытие» (экспериментирование) предполагает непосредственное участие ребенка в образовательной ситуации. Под руководством взрослого создание проблемных ситуаций, организация поисково-исследовательской деятельности детей по их разрешению, в результате чего происходит обучение детей рассуждению, сопоставлению различных точек зрения, обобщению полученных результатов.
Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Развитие личности воспитанника в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями развития : интереса к познанию, склонности к той или иной деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии Использование педагогом цифровых образовательных ресурсов при организации видов деятельности.
В современной ситуации образования дошкольника необходимо перестроить исходный взгляд на развитие внутренней активности ребенка, предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него образовательных областях и сферах жизнедеятельности (К. Белая).
В качестве условия развития инициативы и любознательности у детей рассматриваем содержательно- насыщенную, трансформируемую, полифункциональную и вариативную предметно-пространственную образовательную среду в группах, на участке. Среда должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых в совместной деятельности. Важным условием является обогащение предметно-пространственной среды, создание центров: познавательный, экспериментально-исследовательской деятельности. Среда в группах может поддерживаться передвижной компьютерной лабораторией. Оснащение дошкольного учреждения инновационными решениями и продуктами расширит спектр образовательных ситуаций. Информационным центром в детском саду может стать интерактивная доска SMART BOARD. В зоне открытого доступа для педагогов могут быть предоставлены информационные ресурсы, размещенные на образовательных порталах, видео- и аудио материалы.
Более значимой на современном этапе становится роль педагога. Он выступает в роли партнера и помогает ребенку рассматривать любую образовательную ситуацию, как развивающую, предоставляет каждому включенному в неё субъекту широкий простор для самореализации, проявления самостоятельности, инициативы, творчества с учетом интересов, склонностей и способностей.
Следовательно, процесс развития инициативы и любознательности дошкольников обусловлен внутренней взаимосвязью деятельности взрослых и детей с учетом совокупности определенных факторов: цели, содержания, характера и методов обучения возрастным и индивидуальны возможностям дошкольников, которые взаимосвязаны в реальном процессе обучения.
Мы придерживаемся точки зрения, что познавательная активность дошкольников лучше проявляется и развивается, прежде всего, в образовательном пространстве, создаваемом педагогом, но в тоже время, считаем, что необходим комплекс совместных действий, сотрудничество дошкольной организации с семьями воспитанников. Данное сотрудничество является важным моментом в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. На сегодняшний день значимым является приобщение семьи к созданию социальной ситуации познавательного развития ребенка в период раннего и дошкольного детства, к оказанию помощи ребенку в выполнении проектно- исследовательской деятельности.
Проектная деятельность представляет собой важную сферу познавательной активности детей и может включать разнообразные образовательные маршруты, в качестве ведущих направлений нами определены - живая, неживая природа, объекты окружающего мира.
Мини-проекты приобщают детей к самостоятельной познавательной деятельности, расширяют кругозор, побуждают к проявлению инициативы и любознательности, стимулируют проявление нравственно-волевых качеств по достижению познавательных целей. В возрасте 6-7 лет взрослому особенно важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом.
Работа педагогов-дошкольников в современных условиях требует постоянного повышения образовательного уровня педагогического коллектива, поэтому проведению методической учебы, круглых столов, консультаций, обучающих семинаров, мастер-классов, изучению педагогами опыта работы других дошкольных в детском саду отводится большое внимание.
Таким образом, развитие инициативы и любознательности у дошкольников обеспечивается реализацией целостной педагогической системы, эффективность которой определяется комплексом педагогических условий.