казей оксана
Пальчиковые игры с детьми младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологии, я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Самомассаж пальцев и кистей рук
Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Т. е. рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук, лучше усваивается в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности дает огромный эффект. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Самомассаж осуществляется с помощью различных приспособлений:
• Массажных мячиков;
• Шестигранных карандашей;
• Бельевых прищепок;
• Ватных палочек;
• Сосновых шишек;
• Грецких орехов.
Противопоказания к массажу и самомассажу являются гнойничковые и грибковые заболевания кожи.
Все упражнения разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ
1. Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка»
Гладила мама –ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!» На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе.
2. Самомассаж ладоней сосновыми шишками
Осень шагает в жёлтом пальтишке,
С кедров сшибает бурые шишки.
Г. Граубин «Шагают» пальчиками по поверхности стола.
Крепко сжимают шишки в ладони.
3. Самомассаж подушечек пальцев
Шел медведь к своей берлоге,
Да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил
Я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.
4. Самомассаж фаланг пальцев
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на целый год,
Наш друг – огород! На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланг одного пальца (на каждую строчку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 5 строчки – смена рук.
5. Самомассаж – «Щелчки»
Поднял ушки бурундук.
Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук,
Тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук,
Сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук,
И без крыльев, и без рук
Ищет он, где спрятан жук,
Вот и слышен перестук! Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.
6. Самомассаж ладоней шишками
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки,
Но ещё сильней, чем ельник, вас ужалит можжевельник.
Н. Селютина. Катают шишку между ладонями круговыми движениями.
Крепко сжимают шишку в ладони.
7. Самомассаж ладоней массажными мячиками
Жёлудь, жёлудь, прорастай!
И дубочек вырастай!
Дорастай до тучи!
Крепкий дуб, могучий!
Н. Быкова. Катают мячик между ладонями круговыми движениями.
Поднимаются на носочки.
Поднимают руки.
Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца.
8. Самомассаж ладоней массажными мячиками
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трём, трём,
Мы капусту жмём, жмём. Ребром ладони стучат по мячику.
Подушечками пальцев трогают мячик.
Потирают пальцами о шарик.
Сжимают мячик в куличке.
9. Самомассаж ладоней массажными мячиками
Сливу я держу в руке, зажимаю в кулаке,
Отпускаю, разжимаю и ладошками катаю.
Н. Нищева. Движения соответствуют тексту.
10. Самомассаж ладоней массажными мячиками
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Сверху — левой, снизу — правой
Я его катаю браво. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
11. Самомассаж пальцев рук с помощью бельевых прищепок
«Морковка»
Мы приходим в огород.
Что это у нас растёт?
Ухватив за хвостик ловко,
Тянем спелую морковку!
О. Узорова, Е. Нефёдова. Дети «идут» пальчиками по столу.
«Рисуют» указательным пальцем правой руки на левой ладони знак вопроса.
Тянут безымянный палец левой руки прищепкой, затем меняют руки, повторяют несколько раз.
12. Самомассаж ладоней сушёным горохом в «сухом» бассейне
Твёрдые горошинки прямо в землю брошены –
Значит, вырастет горох, урожай совсем неплох!
М. Манакова Сжимают горсть гороха в руке.
Катают горох круговыми движениями между ладонями.
13. Точечный самомассаж ватными палочками
«Смородина»
Как на щёчке родинки,
Чёрные смородинки.
На кустах в саду растут –
Похозяйничаем тут.
М. Манакова Нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой, затем ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем меняют руки и повторяют на другой руке.
14. Самомассаж пальцев рук прищепками
С ветки ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
В. Лихоед Тянут прищепкой поочерёдно все пальцы на правой руке, затем на левой.
15. Самомассаж лица и губ «Черничный кисель»
Мы едим кисель черничный,
Аппетит у нас отличный.
А усы черничные очень симпатичные!
П. Синявский Облизывают губы по кругу языком.
Показывают большие пальцы.
Указательными пальцами «рисуют» на щеках усы.
16. Самомассаж ладоней массажными мячиками
Ёжик ёрзает под шляпой.
Мы его поймали с папой.
Ёж иголки выпустил.
- Не волнуйся, выпустим!
М. Шварц Накрывают правую ладонь левой и катают мячик.
Показывают мячик.
Дотрагиваются до мячика каждым пальцем.
Гладят мячик ладонью.
17. Самомассаж пальцев рук «Пальто»
Без пальто гулял глупышка,
И замёрз он как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть.
О. Узорова, Е. Нефёдова. Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой, затем наоборот.
18. Самомассаж головы «Шапка»
Мама шапку мне связала,
Чтобы я не замерзала,
Во дворе весь день гуляла,
С детворой в снежки играла.
В. Лихоед Ведём пальцами, словно граблями, от макушки ко лбу, вискам, затылку.
Пальчики «бегают» по поверхности головы, затем расчёсывают волосы пальцами.
19. Самомассаж рук губкой «Стирка»
Постираем в ванночке рубашечку для Анночки,
Платьице для Олечки, трусики для Колечки,
Кофточку Мариночке, платочек для Ириночки
Г. Лагздынь Гладят ладонь жёсткой стороной губки.
20. Самомассаж пальцев рук прищепками
Как у нашей кошки на ногах сапожки.
Как у нашей свинки на ногах ботинки.
А у пса на лапках – голубые тапки.
А козлёнок аленький обувает валенки.
А сыночек Вовка – новые кроссовки.
Вот так! Вот так! Новые кроссовки!
Н. Нищева На каждое название надевают нетугую прищепку на каждый палец, начиная с мизинца. Показывают большие пальцы.
21. Самомассаж пальцев рук прищепками
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
22. Самомассаж ватными палочками «Барабан»
Барабанить можно громко,
Барабанить можно звонко,
Барабанить сильно можно,
Только тихо очень сложно!
Т. Коваль Дети многократно нажимают палочками на ладонь; смена рук.
23. Самомассаж ладоней щётками «Лошадка»
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
А. Барто Поглаживающие движения щёткой по ладоням.
24. Самомассаж ладоней шестигранным карандашом «Юла»
У щенка забот немало: вот юла затанцевала –
Раскрутил щенок в углу эту юркую юлу.
М. Манакова Вращать шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами.
25. Самомассаж ладоней шестигранным карандашом
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
26. Самомассаж шестигранным карандашом
Кружится веретено, ниточку прядёт оно.
Нитку я перебираю, из неё клубок мотаю.
И. Лопухина Вращать шестигранный карандаш большим, указательным и средним пальцами.
Наматывать нитку на карандаш.
27. Самомассаж ладоней шестигранным карандашом
Самолёт построим сами, понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме.
А. Барто Удерживаем карандаш между большим, указательным и средним пальцами, затем вращаем по часовой стрелке.
28. Самомассаж ладоней ватными палочками
На стекле морозный иней.
Сколько чёрточек и линий!
Н. Френкель Рисование ватными палочками линий от кончика каждого пальца до запястья.
29. Самомассаж с помощью бигуди «Метелица»
Крутит, вертит, стелется
По дворам метелица,
Заметает все пути,
Не проехать, не пройти.
Н. Нищева Покручивают бигуди между указательным и большим пальцами.
Вращают бигуди на ладони.
Проводят по каждому пальцу.
Катают между ладонями.
30. Самомассаж ладоней шишками
Ходит ёжик без дорожек, не бежит ни от кого.
С головы до ножек весь в иголках ёжик.
Как же взять его?
А. Капралова. Катают шишку медленно между ладонями круговыми движениями.
31. Самомассаж грецкими орехами и прищепками «Белкин обед»
Яблоко ела, куснула морковку,
Орехи разгрызла
Быстро и ловко.
Всё надкусила,
Что рядышком было!
Как лучшее блюдо, особый успех имел очень прочный грецкий орех.
А. Шевченко «Покусывают» пальцы прищепкой на каждое название.
Хлопают в ладоши.
Покусывают пальцы прищепкой на другой руке.
Хлопают в ладоши.
Катание грецких орехов между ладонями.
32. Самомассаж ладоней еловыми шишками, грецкими орехами
Сколько на ёлочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых.
З. Александрова Катают предмет между ладонями круговыми движениями.
33. Массаж грецкими орехами (каштанами)
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это очень мне поможет
Карандаш в руке держать. Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
34. Самомассаж с помощью бигуди
По шоссе снуют машины,
По шоссе снуют их шины.
Под шуршанье шустрых шин
Сладко спит шофёра сын.
А. Шевченко Дети катают бигуди между ладонями вращательными движениями.
35. Самомассаж ватными палочками «Иголка»
Иголка - иголка, ты остра и колка,
Не коли мне пальчик, шей сарафанчик! Дети ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой; смена рук.
36. Самомассаж «Молоток» массажным мячиком
Тук – тук – тук, молоток – мой лучший друг.
Г. Виеру Поколачивание ладони кулачком противоположной руки, в которой зажат массажный мячик.
37. Упражнения с маленькими пластмассовыми крышками
«Ходилочка»
Вот коленки все в зелёнке
У сестрёнки у Алёнки.
Чтоб не падать, не реветь,
Надо под ноги смотреть.
Н. Нищева Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук вперёд.
Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад.
38. Упражнение с каучуковыми мячиками «Китайские шары»
Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка. Ребенку дается по паре каучуковых мячиков. Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки – смена рук.
Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
1. «Кто скорее свернет ленту?»
Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры:
Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.
Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.
Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.
Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать)». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.
2. «Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры:
ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила:
1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
2. все пальцы должны участвовать;
3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
3. «Сделай бусы»
Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.
Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт.
Ход игры:
детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.
4. «Составь узор или картинку из резинок»
Цель: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.
Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.
Ход игры:
детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.
5. «Составь узор из спичек и палочек»
Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.
Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.
Ход игры:
эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.
Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счётные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.
6. «Нитяные узоры»
Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.
Оборудование: толстые тяжёлые нитки или тонкие верёвочки; карточки - образцы.
Ход игры:
Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верёвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.
7. «Успевай-ка!»
Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.
Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
8. «Зайка и зеркало»
Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.
Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
9. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»
Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: Прищепки
Ход игры:
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
10. «Скользим на лыжах»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.
Ход игры: Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:
В новеньких сапожках
-Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Топаем дружнее: топ- топ- топ».
11. «Иголочки»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: круглая щетка для волос.
Ход игры: ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".
12. «Месим тесто»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".
13. «Возьми горошины»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: горох, блюдце.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами беретгорошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом беретследующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.