МААМ-картинки

Формирование фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Татьяна Тукиш
Формирование фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Они придают высказыванию выразительность, образность. У детей с общим недоразвитием речи понимание и употребление фразеологизмов намного ниже, чем у детей с нормальной речью. Это связано с расхождением объема пассивного и активного словарного запаса, снижением возможностей актуализации лексических единиц и смысловых связей между ними, ограниченностью понимания слов с переносным значением. Очень важным является создание необходимых условий для формирования у старших дошкольников с ОНР способности к овладению образновыразительными средствами языка, т. к. это будет являться необходимой предпосылкой гар-моничного развития личности. Основные направления в работе над формированием фразеологического словаря у старших дошкольников с ОНР, это обогащение словаря и формирование образной речи. Данную работу лучше всего проводить с помощью игр. Вот некоторые из них:

Публикация «Формирование фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Д/и «Объясни и назови»

Цель: объяснить, что обозначают эти сравнения.

Объяснить, что обозначают эти сравнения.

Мальчик, как медведь (Неловкий, неуклюжий).

Мама, как грозовая туча (Сердитая).

Девушка как лебедь (Красивая, гордая, прямая).

Машина как игрушка (Очень маленькая).

Воздух как стеклянный (Прозрачный, чистый).

Лед как камень (Очень твердый).

Ноги как ватные (Вялые, на них невозможно ходить).

Деревья как богатыри (Могучие, сильные, огромные).

Трава как ковер (Нарядная, красивая, мягкая).

Следующая игра из серии игр «Фразеологический зверинец»

Д/и «Веселый зоопарк» (Я начну, а ты продолжи)

Цель: обогатить словарный запас детей фразеологизмами, содержащими названия живот-ных. Развивать мышление, умение рассуждать, анализировать и делать умозаключения.

Голоден, как (волк)

Хитер, как (лиса)

Колючий, как (еж)

Упрям, как… (осел)

Здоров, как (бык)

Изворотлив как… (уж)

Надут как… (индюк)

Нем как… (рыба)

Грязный как… (свинья)

Упрямый как… (осёл)

Болтливый как… (сорока)

Колючий как… (ёж)

Мокрый, как (курица)

Д/и «Разные несуразности»

Цель: уметь отличать выражения, употребляемые в прямом и переносном смысле, развивать образную речь. Используются стихотворения В Орловой, А. Шибаева,Б. Заходера и других авторов.

Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чём оно?

Ни пуха ни пера.

Рано утром мама – квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: “Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши. Уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!”

Через час, едва живой

Петушок спешит домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нем и в самом деле нет

Нет ни пуха, ни пера.

Беседа:

• О чем это стихотворение? Что пожелала мама сыну, провожая его словами : “Ну, ни пуха ни пера!” (Она пожелала ему удачи, успеха)

• Почему стихотворение заканчивается словами “ Нет ни пуха, ни пера”? (Петушок вернулся домой весь ощипанный).

• Где эти слова употреблены в переносном значении? (В первом случае. Когда мать провожала сына в школу)

• Желая “ни пуха ни пера”, мама-квочка употребили это выражение в переносном значении, т. е. пожелала ему удачи. Если понимать это выражение буквально, то получилась бы очень смешная история.

Слушая стихотворение А. Шибаева, дети сами сравнивают.

Педагог Дети

- Мои часы ушли вперёд, - Сказала тётя Маша. Как ноги

- А у меня платок ползет, - сказала тетя Даша. Как змея

- Умчалась юность далеко, - сказал тетя Дуня. Как мяч

- Ой! Убежало молоко! – сказала тетя Груня Как зайчик

Д/и «Закончи фразу»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой …

2. Мы исходили городок

Буквально …

И так устали мы в дороге,

Что еле …

3. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …

4. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …

Ребята слушать их не станут:

От этой песни …

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 16:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш (УИ 157466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД