Татьяна Тукиш
Формирование фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Они придают высказыванию выразительность, образность. У детей с общим недоразвитием речи понимание и употребление фразеологизмов намного ниже, чем у детей с нормальной речью. Это связано с расхождением объема пассивного и активного словарного запаса, снижением возможностей актуализации лексических единиц и смысловых связей между ними, ограниченностью понимания слов с переносным значением. Очень важным является создание необходимых условий для формирования у старших дошкольников с ОНР способности к овладению образновыразительными средствами языка, т. к. это будет являться необходимой предпосылкой гар-моничного развития личности. Основные направления в работе над формированием фразеологического словаря у старших дошкольников с ОНР, это обогащение словаря и формирование образной речи. Данную работу лучше всего проводить с помощью игр. Вот некоторые из них:
Публикация «Формирование фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Фразеологизмы, крылатые выражения
- Темочки
Д/и «Объясни и назови»
Цель: объяснить, что обозначают эти сравнения.
Объяснить, что обозначают эти сравнения.
Мальчик, как медведь (Неловкий, неуклюжий).
Мама, как грозовая туча (Сердитая).
Девушка как лебедь (Красивая, гордая, прямая).
Машина как игрушка (Очень маленькая).
Воздух как стеклянный (Прозрачный, чистый).
Лед как камень (Очень твердый).
Ноги как ватные (Вялые, на них невозможно ходить).
Деревья как богатыри (Могучие, сильные, огромные).
Трава как ковер (Нарядная, красивая, мягкая).
Следующая игра из серии игр «Фразеологический зверинец»
Д/и «Веселый зоопарк» (Я начну, а ты продолжи)
Цель: обогатить словарный запас детей фразеологизмами, содержащими названия живот-ных. Развивать мышление, умение рассуждать, анализировать и делать умозаключения.
Голоден, как (волк)
Хитер, как (лиса)
Колючий, как (еж)
Упрям, как… (осел)
Здоров, как (бык)
Изворотлив как… (уж)
Надут как… (индюк)
Нем как… (рыба)
Грязный как… (свинья)
Упрямый как… (осёл)
Болтливый как… (сорока)
Колючий как… (ёж)
Мокрый, как (курица)
Д/и «Разные несуразности»
Цель: уметь отличать выражения, употребляемые в прямом и переносном смысле, развивать образную речь. Используются стихотворения В Орловой, А. Шибаева,Б. Заходера и других авторов.
Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чём оно?
Ни пуха ни пера.
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: “Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши. Уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!”
Через час, едва живой
Петушок спешит домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем и в самом деле нет
Нет ни пуха, ни пера.
Беседа:
• О чем это стихотворение? Что пожелала мама сыну, провожая его словами : “Ну, ни пуха ни пера!” (Она пожелала ему удачи, успеха)
• Почему стихотворение заканчивается словами “ Нет ни пуха, ни пера”? (Петушок вернулся домой весь ощипанный).
• Где эти слова употреблены в переносном значении? (В первом случае. Когда мать провожала сына в школу)
• Желая “ни пуха ни пера”, мама-квочка употребили это выражение в переносном значении, т. е. пожелала ему удачи. Если понимать это выражение буквально, то получилась бы очень смешная история.
Слушая стихотворение А. Шибаева, дети сами сравнивают.
Педагог Дети
- Мои часы ушли вперёд, - Сказала тётя Маша. Как ноги
- А у меня платок ползет, - сказала тетя Даша. Как змея
- Умчалась юность далеко, - сказал тетя Дуня. Как мяч
- Ой! Убежало молоко! – сказала тетя Груня Как зайчик
Д/и «Закончи фразу»
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой …
2. Мы исходили городок
Буквально …
И так устали мы в дороге,
Что еле …
3. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …
4. Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни …