Наталья Валерьевна Киселева
Формирование фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста
Формирование фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста
Звук и буква О
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка различать неречевые звуки по силе (тихо—громко).
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений.
3. Научить четко произносить звук [О].
Публикация «Формирование фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
4. Научить выделять звук [О] в начале, конце и середине слова в ударной позиции.
5. Учить ребенка анализировать звуковые ряды: ОИ, ИО.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Тихо — громко» (развитие слухового внимания).
Взрослый играет на барабане сначала тихо, а потом громко. Ребенок определяет силу звука и отвечает, тихо или громко звучала музыка.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).
Взрослый выкладывает ряд цифр — от 1 до 10 — и задает ребенку вопросы: какая цифра в ряду первая, какая цифра в ряду последняя, какая цифра перед цифрой 5, после нее, между 3 и 5?
Задание 3. Знакомство со звуком [О].
Взрослый показывает ребенку картинки: картошка, морковка, лук, капуста, и задает вопросы: «Как все это можно назвать одним словом?» — «Овощи.» — «Какой первый звук в слове овощи?» (произнося слово, взрослый голосом выделяет звук [О]).
Затем показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [О] :
— губки округлены и слегка вытянуты вперед;
— зубки закрыты губками;
— язычок лежит на дне ротика;
— горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля).
Ребенок перед зеркалом правильно произносит звук [О], затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.
Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха, и для его обозначения используется красный кружок.
Взрослый показывает ребенку символ звука [О] : мальчик болеет и стонет: ООО. (см. цветную вклейку).
Задание 4. Фонетические упражнения.
Произнести вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:
— Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: ООО.
Произнести вслед за взрослым отрывисто:
— Маша вздыхает: О-О-О.
Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено красных кружочков.
Задание 5. Дидактическое упражнение «Много — один» (образование единственного числа имен существительных).
Стекла — стекло, седла —. , окна —. , крылья —. , перья —. , колеса —.
Взрослый просит ребенка назвать одинаковый последний звук во всех образованных словах.
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок (Оля, овощи, осень, пальто, перо, кольцо, окна, кот, сок, рот, обруч, осы, нос, ведро) и выполнить следующие задания:
— выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в начале слова, выделить звук голосом;
— выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в конце слова, выделить звук голосом;
— рассмотреть оставшиеся картинки, назвать их, объяснить ребенку, что в названии этих предметов звук [О] стоит в середине слова, выделить звук [О] голосом;
— вспомнить с ребенком, какие картинки были предложены ему для рассматривания; определить место звука [О] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.
Задание 7. Выбрать из ряда имен только то, которое начинается на звук [О] (взрослый называет имена четко, голосом выделяя первый звук в словах).
Аня, Ира, Антон, Оля, Уля.
Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывет. (Облако)
Когда ночь длинна, а вода холодна? (Осенью)
Сер, но не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, а не лошадь. (Ослик)
Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [О].
Задание 10. Выучить чистоговорки:
О-о-о — я надел пальто.
О-о-о — мне тепло.
Задание 11. Взрослый читает ребенку стихотворение, голосом выделяя звук [О], и просит ответить на вопрос: «Какой звук в нем часто слышится?»
Затем ребенок повторяет стихотворение, хлопая в ладошки на каждый ударный звук [О].
Не по тропе,
А около,
Катилося
И окало.
О охало,
О окало,
Не по тропе,
А около.
И. Демьянов
Задание 12. Упражнение для развития координации речи с движениями :
Мы ручками похлопаем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ножками потопаем:
Топ, топ, топ.
(Ребенок выполняет соответствующие движения.)
Задание 13. Знакомство с буквой О.
О ужасно удивилась:
Сушка с маком ей приснилась.
«Как похожа на меня!
Может, с нею мы родня?»
О. Гофман
На что еще похожа буква О?
Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.
Задание 14. Анализ звуко-буквенных рядов: ОИ, ИО. Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие задания:
— назвать первый звук (второй звук) в ряду;
— выложить из букв разрезной азбуки ряд и ответить на вопросы: какая буква стоит слева (справа); положить букву О, а слева (справа) от нее — букву И, прочитать, что получилось;
— списать буквенный ряд, читать, писать под диктовку печатными буквами.
Итог.