Марина Резепова
Формирование фонематического слуха в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье описаны проблемы у детей дошкольного возраста с ОНР II уровня при подготовке к обучению грамоте с нарушение фонематического слуха. Представлены особенности развития речи у детей с ОНР II уровня. Отмечены актуальные вопросы развития связанные с формированием фонематического слуха в процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников. Охарактеризованна актуальность использования в коррекционно – логопедической работе с длетьми, имеющими ОНР II уровня, игр и упражнений, приведены их примеры для формирования фонематического слуха при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Формирование фонематического слуха в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: фонематический слух, ОНР II уровня, игры и упражнения, старшие дошкольники.
Abstract : The article describes the problems in preschool children with OHP level II in preparation for learning to read and write with impaired phonemic hearing. The features of speech development in children with OHP level II are presented. Topical development issues related to the formation of phonemic hearing in the process of preparing older preschoolers for literacy are noted. The relevance of the use of games and exercises in correctional and speech therapy work with children with OHP II level, games and exercises are given, their examples are given for the formation of phonemic hearing in preparation for teaching literacy to children of senior preschool age.
Keywords : phonemic hearing, OHP level II, games and exercises, older preschoolers.
В настоящее время отмечается высокое требование к обучению в начальной школе, выявляются все новые психолого-педагогические условия, связанные с подготовкой детей к школе. Дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями имеют особое значение в данной проблеме.
На современном этапе исследователи выделяют стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).
Изучением проблем, связанных с подготовкой к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР, занимались: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ткаченко Т. А., Цуканова С. П., Журова Л. Е. и другие.
В своих работах они доказывают, что развитый фонематический слух - важное условие для усвоения детьми грамоты. Обучение грамоте, в свою очередь, помогает уточнению представлений о звуковом составе языка, способствует усвоению навыков звукового анализа и синтеза слова. У детей страдающих ОНР, нарушение фонематического слуха чаще всего носит вторичный характер, потому что их собственная речь не содействует формированию четкого слухового восприятия и контроля. При достаточном изучении и разработке приемов преодоления лексико-грамматических, фонетико-фонетических нарушений и формирования связной речи, проблема готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, диагностика и методы коррекции остаются актуальными [3].
Актуальность этой проблемы состоит в том, что внимание к проблеме подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста объясняется постоянно растущей ролью письма и чтения как деятельности, которая создает общеобразовательную подготовку ребенка, побуждает развитие всей интеллектуальной сферы деятельности, организует поведение, совершенствует личность.
На сегодняшний день в науке остро стоит проблема неточной терминологии. Различные учёные в своих трудах используют разные термины для обозначения одного и того же понятия. Это касается и фонематических процессов, поэтому нужно определить, что мы под ними понимаем.
В данном исследовании к фонематическим процессам отнесем : фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематический анализ и синтез; фонематические представления.
Широко используется в логопедической и психологической литературе и практике понятие «фонематический слух». Этот термин был впервые обозначен известным русским психологом Д. Б. Элькониным. Фонематическим слухом он назвал специальные действия по анализу звуковой структуры слов. И считал, что в связи с обучением грамоте эти действия должны формироваться в процессе специального педагогического воздействия, при котором детей обучают средствам звукового анализа [4].
Д. Б. Эльконин занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию [4].
Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма [4].
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Опираясь на работы Р. Е. Левиной, определены основные характеристики речи детей с ОНР II уровня. Переход к нему (от первого уровня, определяемого как отсутствие общеупотребительной речи) характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов [2].
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» пять книг; «папутька» бабушка; «дупа» рука). Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.
Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов («кукика» клубника). Многосложные слова редуцируются.
У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.
Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. Нарушение четкости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь дошкольников с общим недоразвитием речи не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют свое произношение. Старшие дошкольники с ОНР плохо выполняют задания и упражнения по дифференциации слов близких по звучанию, по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов [3].
Комплекс игр и упражнений, направленный на коррекцию
фонематического слуха у старших дошкольников
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией
1. Развитие артикуляционной моторики.
Цель - укрепление мышц лица, развитие мимики лица для выражения эмоционального состояния, развитие умения по мимике окружающих распознавать эмоции, воспитывать чувство эмпатии.
Задачи:
1. Закрепление знаний об основных органах артикуляционного аппарата.
2. Познакомить ребят с понятием: мимика.
3. Развитие слухового внимания, речевого слуха, силы и высоты голоса.
4. Воспитание у детей положительных эмоций во время совместной игры, формирование элементарных представлений о дружбе.
Упражнение «Слоник и лягушка» (3-4 раза)
Материал и оборудование: зеркало, игрушки: лягушка-папа, лягушка- мама, лягушонок, котёнок, зайчонок, картинки с изображением артикуляционных упражнений.
Ход занятия:
1. Вы помните, где живёт наш язычок? (Ответы детей : в домике, за заборчиком).
2. Покажите свои заборчики. (Дети выполняют упражнение «Заборчик»).
3. Заборчик ровный-ровный. Язычок захотел погулять, да не может, заборчик не даёт. Язычок постучался, но заборчик закрыт. Язычок ещё постучал, попробовал в щёлку пролезть, не получилось. Ещё раз постучал язычок и заборчик открылся. Язычок выглянул на улицу, посмотрел на небо, а там налетела большая туча. Язычок испугался и спрятался в домик. (Дети поднимают язычок вверх, тянутся к носу. Затем прячут язык).
4. Ещё раз язычок решил выглянуть, может, туча уже улетела. Посмотрел он на небо, а там солнышко светит. Обрадовался язычок, улыбнулся солнышку (Дети опять поднимают язык вверх, потом улыбаются).
5. Решил язычок проведать своих друзей. Сначала он зашел к слонику и лягушке, а они водичкой играли.
6. Давайте, и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.
Описание упражнения: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» — сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка — слоник» под счёт «раз-два».
Логопед: поиграл язычок и пошел дальше, и вдруг услышал, как кто-то шуршит в кустах. Это был ёжик. Посмотрите, как ёжик делал, он изображал следующие мимические позы:
2. Коррекция звукопроизношения Дидактическая игра «Звуковой экран»
Цели:
1. Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры речи.
2. Развитие фонематического слуха, возможности выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове.
Описание игры: на поверхности дощечки прямоугольной формы расположены «горлышки» в количестве от 1 до 12.
Ход игры: детям предлагается вкрутить «колпачки» с картинками на заданный звук в «горлышки», расположенные в три ряда.
Задания:
1. Произнеси автоматизированный звук, слог за слогом.
2. Назвать первый звук (гласный, согласный).
3. Придумать слово с заданным звуком.
4. Подобрать признак, действие к предмету, объекту, названному логопедом или изображенному на картинке.
5. Составить предложение из заданного количества слов.
Ход занятия: Согласный звук «Ш», буквы Ш, ш.
Теория: Знакомство с согласным звуком «Ш». Характеристика звука «Ш», его условное обозначение. Знакомство с буквами Ш, ш. Большая буква в именах. Объяснение приема правильного прочтения слогов и слов.
Практика: Интонационное выделение звука «Ш» в словах. Сказка о звуке «Ш». Игра со «звуковыми пеналами». Составление схемы к слову ШУМ. Игра «подбери слова со звуком «Ш» в начале, в середине, в конце слова. Определение места звука в словах: шуба, каша, шалаш и т. д. Нахождение букв Ш, ш в разрезной азбуке. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слогов и слов: аш, ша, уш, шу, ош, шо, шум, Саша, Маша.
Раскрашивание буквы Ш в рабочей тетради. Написание и чтение слогов и слов в рабочей тетради.
Оборудование: Большая разрезная азбука и маленькие кассы с буквами для детей, предметные картинки, слоговая таблица, «звуковые пеналы», рабочие тетради, картинка с изображением одного брата-гнома Тома, жетоны, цветные карандаши, мелки, схемы слов, картотека игр.
Тема: Закрепление знаний о звуке и букве Ш.
Теория: Закрепление знания характеристики звука «Ш», его условного обозначения. Закрепление знания букв Ш, ш. Звуковой анализ слогов ША, ШО, ШУ. СА, СО, СУ.
Практика: Игра «подбери слова со звуком «Ш». Чтение и составление слогов из букв разрезной азбуки. Чтение слогов по слоговым таблицам и договаривание слогов до целого слова. Отгадывание загадок и выкладывание первого слога под предметными картинками – ШАр, ШУба, САнки, СОль и т. д. Написание и чтение слогов и слов в рабочей тетради.
Оборудование: Большая разрезная азбука и маленькие кассы с буквами для детей, предметные картинки, слоговая таблица, «звуковые пеналы», рабочие тетради, картинка с изображением одного брата-гнома Тома, жетоны, цветные карандаши, мелки, схемы слов, загадки, картотека игр.
3. Развитие фонематического восприятия и слуха. Игры из спичечных коробков
Цель: развитие и дифференциация фонем, формирование фонематического восприятия, обучение чтению обратных и прямых слогов.
Материал: спичечные коробки, картинки, вкладыши.
Варианты игр:
1. Подбор к гласным и согласным буквам картинки (определение первого звука и соотнесение его с буквой).
2. Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков.
3. Дифференциация звонких звуков и глухих звуков.
4. Чтение обратных и прямых слов.
4. Развитие фонетического восприятия и слуха. Игра из бочонков «Прожорливая гусеница»
Материал: бочонки желтых, красных, синих, зеленых цветов.
Ход игры: Увидев грушу, гусеница решила пообедать. Раздели слово груша на слоги и в день столько желтых бочонков, сколько слогов в слове. А теперь сделай звуковой анализ слова "груша", подобрав бочонки нужного цвета.
Игра «Найди звук»
Материал: карточки с изображениями.
Ход игры: С помощью этой игры дети определяют наличие заданного звука в слове. Например: положить в корзинку только те продукты, в названии которых вы слышите звук А.
Игра «Божья коровка»
Материал: божья коровки из цветного картона или цветной бумаги, кружочки из черной цветной бумаги, для украшения крыльев божьей коровки.
Ход игры: Дети, украшая крылья божьей коровки кружочками, закрепляют умение выделять в слове первый и последний звук.
Игра «Похожие слова»
Ход игры: На игровом поле слова, похожие по звучанию с картинками. Используется кубик, фишки, ребенку необходимо отыскать картинку со словом, которое звучит, похоже, и переставить на нее фишку, таким образом, ребенок может отдалиться от финиша или приблизиться.
Игра «Аквариум»
Ход игры: очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме.
Игра «Улитка»
Ход игры: Можно использовать два варианта игры. Одна плоскостная на карточках, где используются кубик и фишки, а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком.
Игра «Лягушка ловит комариков»
Ход игры: в этой игре автоматизируются и дифференцируются звуки [З] и [ЗЬ]. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук [З], то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков.
Игра «Покорми клоуна»
Ход игры: клоун используется не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации необходимого звука. «Слово называй – горошинку бросай».
Использованные источники:
1. Заикин М. С. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе / М. С. Заикин, Е. И. Синицина – М., 2001г.
2. Левина Р. Е. воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина /АПН РСФСР. Ин-т дефектологии. – Москва, 1958 г.
3. Филичева Т. Б. Основы логопедии: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва: Просвещение, 1989. -223 с.
4. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте : крат. очерк / Д. Б. Эльконин. – Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1958 г.
Информация о себе : телефон 89836149552,
e-mail : Rezepova_Marina86@mail.ru