Эльвира Мустафина
Формирование фонематического слуха у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование фонематического слуха у детей с нарушением речи.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов» у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчанье воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Публикация «Формирование фонематического слуха у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один фонематический. Он необходим для того, чтобы дети овладели фонематической системой. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не владеет их правильным произношением. Особые трудности возникают у детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при формировании речи и развивать его рекомендуют уже с 9 месяцев.
Под фонематическим слухом – основным компонентом восприятия речи – понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «Далеко - близко».
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как – когда далеко (тихо).
Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.
Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».
Игра «Не ошибись».
Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Машина». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Машина – тишина – дашина – машина». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (кошка, мошка, ложка). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова, отхлопывая слоги (ка-ша – сколько раз ты хлопнул?, ба-ле-ри-на - сколько раз ты хлопнул? Какое слово длиннее?).
Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Игра «Поймай звук» взрослый просит ребёнка хлопнуть, когда услышит данный звук. Например : «Как услышишь С – хлопай, как услышишь другой звук говори «нет».(С, Ш, Ш, Т, С, С, С, С, Ш, Т, С, Ф, Ц)
Усложненный вариант (добавляем двигательную активность). Как услышишь «С» - хлопай, как услышишь другой звук – топай.
Ещё усложняем (закрыли зрительную опору).
Игра «правильно – неправильно» взрослый говорит звук «С» правильно и неправильно. (закрываем зрительный анализатор)