Марина Ковалёва
Формирование фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Знакомство с органами речевого аппарата. Чем мы говорим и слышим(1-я часть)».
ЗАДАЧИ:
Обучающие : - познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата
(ртом, губами, зубами, ушами);
- формировать умение правильно выполнять движения органов речевого аппарата;
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховой, зрительный, цветовой гнозис;
Публикация «Формирование фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте детей 4–5 лет» размещена в разделах
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
МАТЕРИАЛ: индивидуальные зеркала, карточка с графическим изображением органов речи, слуха : губ, языка, зубов, ушей, тетрадь (на каждого ребёнка, цветные карандаши (на каждого ребёнка).
Эмоциональный настрой Психогимнастика. «Доброе животное».
Дети, встаньте в круг, дайте друг другу руки. Представьте себе, что мы одно большое и доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит, (все дети прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседа).
- Сделайте вдох и шаг вперед (в круг, выдох - и шаг назад (из круга).
- Вы слышите, как ровно бьется его большое доброе сердце. Послушайте.
Представьте, что это доброе животное кто-то обидел. Давайте его пожалеем; возьмем на ручки, прижмем к себе, погладим.
ХОД.
I. Мотивация.
- Ребята, у нас в гостях сегодня Кукла Катюша. Катюша очень хочет с вами поиграть.
II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия (ОО «Речевое развитие»).
1. Д/и «Эхо».
Дети сидят полукругом.
- Поиграем в игру «Эхо» (Педагог предварительно объясняет детям, что такое
эхо).
Ах ты эхо, эхо, эхо
Говорить с тобой потеха. Это эхо каждый раз. Передразнивает нас.
- Я скажу звук громко, а вы - мое эхо - тихо,
а а о о
у у ау ау
- И наоборот: я тихо, а вы громко.
Дети произносят звук хором, индивидуально каждый по вызову педагога. Педагог поощряет ответы детей анализирует их. 2. Знакомство с органами речевого аппарата. Дети сидят за столами. Перед каждым зеркало.
- Какие звуки вы произносили? (а, о, у, и)
- А чем вы говорили звуки? (язычком)
- Чем вы слышали звуки? (ушами)
- Послушайте интересную сказку о веселом язычке, (рассказ педагога сопровождается показом органов речи по карточке-схеме)
Жил Веселый Язычок. Был у него домик. Домик очень интересный. Это рот. Чтобы язычок не выбегал из домика, его домик был закрыт. У домика было две двери - первая губы (губки, а вторая - зубы (зубки).
Педагог улыбается и показывает зубы.
Однажды Веселому Язычку захотелось погулять. Сначала он открыл первую дверку (приоткрываются губы, а затем вторую дверку (показываются зубы, открывается рот, и показался Язычок.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться и прыгать, Поиграем с
язычком.
Артикуляционные упражнения (перед зеркалом).
а) Для язычка:
«Качели»
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.
«Часики»
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
Вот какой наш язычок.
«Лошадки»
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
«Вкусное варенье». Надоели превращенья:
Лижет Язычок варенье.
б) для губ:
«Хоботок»
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
«Лягушонок»
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.
в) Для зубов:
«Заборчик» - губы в улыбке, верхние зубы стоят на нижних. «Обезьянки» - движение нижней челюсти вправо - влево.
III. Физ. минутка: (ОО «Физическое развитие»).
1) - Гуси - лебеди летели (дети легко двигаются по группе)
- На лужайку тихо сели (садятся)
- Походили, поклевали (ходьба вприсядку, кивки головой)
- Потом быстро убежали (поднялись и побежали по группе)
IV. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»).
- Обведите зубки простым карандашом, губы раскрасьте красным цветом:
V. Итог (ОО «Речевое развитие»).
- Вы очень старались, правильно выполняли упражнения.
- Где живет Веселый Язычок? (во рту).
- Как открываются и закрываются дверки в домике? Покажите.
- Как они называются? (губы, зубы).
- Кукле Кати очень понравилось как вы отвечали, какие вы дружные ребята!