Папки-передвижки

Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на примере образа А. Невского

Екатерина Овечкина
Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на примере образа А. Невского
▼ Скачать + Заказать документы

Овечкина Екатерина Павловна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Формирование духовно-нравственных качеств (милосердия и мужества) у дошкольников старшего возраста на примере образа князя Александра Невского.

Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на примере образа А, Невского» размещена в разделах

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях является одной из самых актуальных. В формировании личности человека, его ценностей, мировоззрения, взглядов на жизнь лежат знания и нравственные принципы, заложенные в нем с самого раннего возраста. То, каким ребёнок вырастет, какими будут его ценности и ориентиры в жизни зависит, в первую очередь, от его окружения, начиная с самого раннего возраста. Поэтому именно в детстве так важно научить ребенка бережно относиться к своей Родине, любить ее и гордиться. С самого детства, ребенку прививается любовь ко всему, что его окружает: своей семье, друзьям, живой природе, к своему городу и своей стране. Это все является частью патриотизма - любовь и преданность Родине, стремление беречь ее и служить ее интересам.

Особую долю в развитии духовно-нравственных качеств, а именно мужества и милосердия, представляет личность Александра Невского. Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости…» вызывают гордость за нашу страну, за её героев. Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее, — одно из самых светлых и любимых русским народом. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой — вклад его в строительство Российского государства бесценен. Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени. Изучая интервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, мужество и милосердия, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героическое имя Александра Невского освещает нам дорогу в будущее, а сам князь являет пример идеала русского духа. Важно, чтобы дети на этом примере сделали правильный вывод: защита своего Отечества – долг каждого гражданина. И по сей день в нашей стране почитают славное имя Александра Невского.

Целью моей работы является формирование духовно-нравственных качеств (мужества и милосердия) у старших дошкольников на примере образа князя Александра Невского.

Задачи:

1. Создать условия для формирования духовно- нравственных качеств старших дошкольников.

2. Формировать духовно - нравственные ценности детей старшего дошкольного возраста на примере исторических героев, таких как Александр Невский.

3. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Мы решали множество задач, идя к цели, через:

1. Знакомство детей с великим полководцем – Александром Ярославовичем Невским, горячо любящим свой народ и свою Родину; рассказывая о его роли в истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества.

2. Формирование интереса детей к историческому прошлому страны через знакомство с национальным героем русского народа - Александром Невским, знакомство детей с отдельными наиболее яркими событиями из жизни великого князя Александра Невского, истории средневековой Руси, развитие чувства гордости к верному сыну Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому, желание быть сильными, смелыми, благородными, защитниками земли, на которой ты родился и вырос.

3. Закрепления навыков дружелюбного общения.

Мы провели ряд мероприятий, для решения поставленных целей и задач, согласно перспективному плану. Наша работа строилась на интеграции образовательных областей : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Мы рассказывали детям о героях, ещё начиная со средней группы, таких как русские богатыри, исторические личности нашей Родины и конечно же, о ветеранах ВОВ. У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях.

В подготовительной группе, мы познакомили детей с историческим прошлым Древней Руси, детством Александра Невского. Мы знакомили детей с подвигами Александра Невского, к этой теме подготовили презентации «Детство Александра Невского», «Почему Александра называют Невским, «Сражение на Чудском озере», о Невской битве (1240 г.) и битве на Чудском озере (1242 г., вошедшей в историю под именем Ледового побоища, в котором участвовал князь со своей дружиной. На занятии «О детстве Александра Невского» дети узнали много интересного о детстве князя и о его становлении как воина и полководца. Большой интерес у детей вызвали рассказы воспитателей: «Почему князя Александра называют Невским, «Ледовое побоище». После занятий дети с удовольствием строили из конструктора средневековую крепость, организовывали сюжетно-ролевую игру «Взятие крепости», также дети с интересом собирали пазлы «Невская битва», «Ледовое побоище». Мы познакомили детей нашей группы с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась, с названиями предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и так далее).

В дидактической игре «Четвёртый лишний», мы с детьми закрепили умение отличать старинное снаряжение воинов от современного.

Мы познакомили детей с нашествием воинов Золотой орды и тем, какие беды принесло это нашествие. Детям было предложено оценить положительных и отрицательных героев того времени, воспитывая чувство сострадания к людям, жившим много веков назад, и гордость за мужество князя. Были проведены беседы с использованием презентаций «Духовный и воинский подвиг Александра Невского», «Нашествие воинов Золотой орды» и рассматривание иллюстрации «Хан Батый и Александр». На занятии по ознакомлению с окружающим миром, «Святой защитник земли Русской — князь Александр Невский», мы рассказали о причислении Александра Невского к лику святых.

В ходе нашей работы мы знакомили детей, с художниками и композиторами, которые использовали образ Александра Невского в своём творчестве. Мы с детьми рассматривали репродукции картин: — Угрюмов Г. И., «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», 1793 г. ; — Н. Рерих, «Александр Невский поражает ярла Биргера», 1904 г. ; — Ф. Москвитин, «Святой благоверный великий князь Александр Невский и хан Сартак в Орде»; — Ю. Пантюхин, «Александр Невский»; — Г. Семирадский, «Погребение Александра Невского», 1876 г. ; — М. Нестеров, «Святой Александр Невский», 1894 г., слушали кантаты В. В. Мусоргского «Вставайте люди русские…» и С. С. Прокофьева «Александр Невский. Ледовое побоище».

Дети узнали, что именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади, монастыри, памятники, ордена за особые заслуги перед Отечеством. На наш, взгляд, важным открытием для наших детей было то, что в нашем городе Омске есть улица, названная в честь Александра Невского, которая находится недалеко от нашего детского сада. В городе находится храм-часовня Георгия Победоносца, Александра Невского и Димитрия Донского. В рабочем поселке Большеречье, Омской области находится Церковь Александра Невского, построенная из дерева.

Были организованы виртуальные экскурсии, где дети могли увидеть панораму сражения на реке Неве. В группе мы с ребятами организовали выставку рисунков «Александр Невский — слава, дух и имя России», провели итоговое мероприятие «Защитник Святой Руси — Александр Невский». Мы провели с детьми «Час поэзии», где дети читали стихи о России, об Александре Невском, ещё раз вспоминая героические моменты из жизни князя. Мальчики представили себя в роли воинов войска Александра Невского, переодевшись в костюмы дружинников, продемонстрировав в играх и эстафетах храбрость, отвагу и смелость.

Вывод: Таким образом я поняла, что не нужно бояться рассказывать дошкольникам об историческом прошлом страны, о многочисленных войнах того времени. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и сострадания, и они испытывают гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины.

Литература:

1. Программа дошкольного образования От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014.

2. Азаров Ю. П. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Воспитание школьников, 2008. № 6. С. 3-11.

3. Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. к. п. н. Ярославль: ЯГПУ, 2002. 26 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на примере образа А. Невского
Опубликовано: 4 ноября 2020 в 14:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на примере образа А. Невского» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Овечкина (УИ 240866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД