Марина Хоменко
Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Навык диалогической речи имеет огромное влияние на становление личности ребенка и его адаптации в социальном обществе. В связи с этим формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой на сегодняшний день. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования, образовательная программа должна в своем содержании способствовать формированию личностного, мотивационного и творческого потенциала каждого ребенка посредством всех видов деятельности, которые сопровождаются речевой активностью. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста включает в себя развитие навыка связного диалогического общения. Успешное решение речевых задач исходит от множества взаимосвязанных между собой факторов, таких как: речь окружающих людей, социальный статус семьи, личность ребенка, его индивидуальные и возрастные особенности и т. д. все эти факторы должны стать опорой в работе по развитию речи дошкольников. Посредством речи ребенок взаимодействует с социумом, что принято считать коммуникативной функцией. Она имеет свое отражение в поведенческом аспекте. Посредством становления речевой функции дошкольник начинает стремиться освоить родной язык со всеми его компонентами. А диалог становится ключевой формой общения. Формируя у детей с общим недоразвитием речи навык общения в диалоге, мы не только успешно реализуем поставленные социальные задачи, но и готовим детей к переходу на новый этап образования – школу. Так следует отметить, что некоторые компоненты диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи находятся на недостаточно сформированном уровне. Как правило на это оказывают влияние низкий уровень мотивации и познавательной активности, а также недостаточно сформированный навык построения предложений, и непосредственно страдающая произносительная сторона речи. У детей данной категории отмечается скудность словарного запаса, что также влияет на выстраивание грамотного речевого высказывания. Исходя из этого подходы в работе с детьми данной категории должны быть несколько иными. Должен осуществляться выбор актуальных методов и приемов в работе над формированием диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для более эффективной работы по формированию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи учитель – логопед должен более плотно сотрудничать с воспитателями. Для такой работы нами был составлен план работы учителя – логопеда с воспитателями, в данный план были включены направления работы, задачи и форма организации. Направления совместной работы учителя – логопеда и воспитателя:
Темочки:
1. Повышение компетентности педагога по проблеме формирования диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачей данного направления было повысить уровень компетентности педагогов по вопросам формирования диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 100 Формы организации : проведение консультации на тему: «Роль формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» и составление памятки на тему: «Роль игры в формировании диалога у детей».
2. Формирование диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачей данного направления было способствовать вовлечение педагогов в процесс логопедической работы по закреплению навыка формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Форма организации : использование воспитателями игр в непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах, которые учитель – логопед применяет на своих занятиях.
Таким образом, работа по формированию диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна проводится в тесной взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей и только тогда, по нашему мнению, она даст положительные результаты.