Папки-передвижки

Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации

Людмила Кайгородцева
Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.

Кайгородцева Людмила Алексеевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ с УИОП г. Нолинска

Задача учителя-словесника — воспитание

компетентного читателя.

Р. И. Альбеткова

Тема моего выступления – «Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации». Прежде всего, обратимся к определению.

Публикация «Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации» размещена в разделах

Читательская компетенцияэто овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. (Определение, данное в ФГОСах).

Выбор данной темы не случаен. К сожалению, не все умеют читать осмысленно. Непонимание прочитанного, неумение общаться с книгой, нелюбовь к серьёзному, вдумчивому чтению порождают бездуховность. Поэтому формирование читательской компетенции школьников становится одной из основных обязанностей учителя. Конечно, нелегко обучить технике чтения школьника, но ещё труднее воспитать грамотного, компетентного читателя. Мы с вами должны доказать нашим ученикам, что грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном. Каждый учитель так или иначе имеет свои приемы и методы, побуждающие учеников к чтению. Одним из них, конечно, является мотивация на получение высокого балла за сочинение на Едином государственном экзамене по русскому языку: именно читательский аргумент дает возможность получить максимальный балл по одному из критериев, допуск к экзамену – тоже с опорой на художественные произведения, да и в 9 классе сочинение-рассуждение С. 1.3 – аргумент приводим на основе прочитанного. Поэтому свой опыт я обобщу с опорой на материалы подготовки к итоговой государственной аттестации. Какие задачи должен решать при этом учитель?

- определять цель чтения;

- отбирать содержание;

- изыскивать способы мотивации;

- адекватно оценивать достижения в читательской деятельности.

В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Но данные виды работы можно использовать с 5 класса, так как читательские интересы формируются не в 9-11 классах, а гораздо раньше.

Первый вид работы - после прочтения рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» предлагаем старшеклассникам следующую работу:

подтвердить предложенные проблемы аргументами из произведения:

- смысл жизни;

- совесть;

- эгоизм и жестокость;

- праведничество;

- самоотверженность и бескорыстие;

- любовь;

- утрата человеком живой связи с теми, кто рядом;

- нравственная чистота человека;

- доброта, человечность и милосердие;

- взаимоотношения героев

Следующий вид работы – самостоятельно определить темы и проблемы произведений на примере рассказов нашего писателя-земляка В. Н. Крупина. Владимир Николаевич— один из интересных современных прозаиков, произведения которого посвящены решению важнейших нравственных проблем, волнующих общество. Произведения небольшие по объёму, поэтому некоторые произведения читаются и анализируются на уроке. Рассказы: «А ты улыбайся!» (тема добра и зла, людской жестокости, «Сбрось мешок!» (тема красоты, взаимоотношения поколений, проблема воспитания нравственных ценностей, «Мария Сергеевна» (проблема влияния телевидения и книг на нравственный облик человека, проблема совести, проблема нравственной прочности человека, гуманного отношения к больным, проблема отношения отцов и детей, отношения к людям старшего поколения).

Ещё помогает глубоко проникнуть в текст и обратить внимание на детали групповая работа. Мы создаем систему заданий, направленных на формирование понимания вопроса и ответа на вопрос. Учащиеся получают вопросы по тексту и проблемные вопросы, над которыми должны поразмышлять сначала дома, подбирая нужный материал, а затем на уроке и дать полный развёрнутый ответ (развитие монологической речи). После самостоятельного прочтения повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» учащимся раздаются вопросы для работы в группах.

1 группа:

1. Жизнь в подмосковном детском доме.

2. Как спасались дети от голода.

3. Как изображаются детдомовцы в пути на Кавказ.

4. Как себя чувствуют себя дети на чеченской земле?

5. Какую роль сыграл чеченский мальчик в судьбе Кольки?

6. Какие проблемы поднимает автор, рассказывая о детдоме, о пути детей в Чечню и о пребывании на чужой земле?

2 группа:

1. Подберите примеры милосердия и жестокости взрослых.

2. Как изображен директор Таловского детдома Владимир Николаевич Башмаков?

3. Образ Регины Петровны. Какую роль она сыграла в жизни детей?

4. Как заведующая Ольга Христофоровна защищает детей?

5. Как показан мир взрослых в повести?

6. Какими героями представлен в повести мир зла и кто этому миру противостоит?

3 группа:

1. Отношения русских и чеченцев (подобрать примеры жестокости и милосердия)

2. Каких национальностей были дети в приемнике?

3. Как Кузьменыши относились к детям других национальностей?

4. Как ведет себя маленький чеченец по отношению к Кольке?

5. Как противопоставлено отношение взрослых и детей к национальному вопросу.

6. Что такое толерантность, интернационализм. В чём современность и актуальность произведения?

После такого вида работы даются темы сочинений-рассуждений, например: 1)«Плохих народов не бывает, бывают плохие люди», 2)«Она взывает к милосердию в людях. Обращена она и к сегодняшнему читателю и созвучна сегодняшним нашим требованиям, нет ничего более важного, чем сберечь мир от самоуничтожения». Как вы понимаете эти слова А. Приставкина о своей книге?

В 9 классе задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом уделяется особое внимание умению аргументировать. Именно это необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере. При подготовке к экзаменам мы работаем с понятиями, например, «выбор», «материнская любовь», «настоящее искусство», «любовь», «дружба» и т. д. Каждый год этот список немного корректируется. Но так или иначе ключевые понятия остаются. И «жизненный опыт» для второго аргумента мы также берём из художественной литературы. Много материала для этой работы нам предлагает Интернет, но мы учимся, что копилка аргументов у каждого должна быть своя, так как читательский опыт индивидуален. Эти копилки аргументов переходят с нами в 10-11 классы и продолжают работать.

Например, задание: 1 шаг – сделать подборку художественных произведений на данную тему, 2 шаг – по каждому произведению написать сочинение-миниатюру, где бы аргументировано было доказано наличие этой темы в произведении.

Материнская любовь –

Паустовский рассказ «Телеграмма»,

Фонвизин комедия «Недоросль»,

Закруткин повесть «Матерь человеческая»,

Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба» и т. д.

Таким образом, мы идём от поиска информации к её интерпретации и дальше – к творчеству, к умению доказать свою точку зрения.

Поэтому к 11 классу мы должны подойти уже без особого страха к допуску к экзаменам, к самому экзамену по русскому языку. Хочу добавить, что данная работа ведётся в системе в нашей школе МБОУ СОШ с УИОП г. Нолинска. У нас больше 1000 учащихся, у нас 10 учителей русского языка и литературы, в опыте нашей работы существует порядок: если берёшь 5 класс, то доводишь его до выпускного 9 и затем по мере формирования 10 класса идёшь дальше. Все учителя-языковеды выпускали 11 классы уже не по разу, мы работаем в содружестве. Наверное, поэтому результаты выпускных экзаменов достаточно высокие. Перечисленные виды работы приносят свои плоды. Например, в прошлом учебном году ОГЭ в 9 классе в нашей школе сдали со средней отметкой 4,31 (31, 75 баллов из 39 возможных, причём это 91 ученик, выпуск не из простых. ЕГЭ в 11 классе их 8 100-бальников области – 2 ученика нашей школы, в областной список «Высокобальников» вошли 9 учеников из нашей школы (по русскому языку и литературе).

И в заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что мы должны донести до наших учеников мысль, что полезное чтение – тяжелый и сложный путь души. Чтение – это доверительный диалог писателя и читателя. Гете писал: «Есть три вида читателей : первые наслаждаются, не вынося суждений, третьи выносят суждения, не наслаждаясь. А те, что между ними, выносят суждения, наслаждаясь, и наслаждаются, вынося суждения. Такие читатели, по сути дела, заново создают художественное произведение". Я вам желаю именно таких талантливых, трудолюбивых, творческих учеников-читателей.

Список литературы

1. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы. - М. : Флинта: Наука, 1999.- 224с.

2. Айзерман Л. С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Книга для учителя. - М. : Просвещение, 2002.- 239с.

3. Граник Г. Г. Дорога к книге. - М., 1996.

Публикации по теме:

Презентация с фотоотчетом о мероприятиях в рамках проекта «Формирование культуры безопасного поведения дошкольников» Цель: Познакомить детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта. Задачи: Создавать условия по ознакомлению.

Формирование коммуникативных умений дошкольников в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» ТОГАПОУ «Педагогический колледж» г. Тамбов Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени.

Формирование предметно-игровых действий у дошкольников с интелектуальными нарушениями в рамках сюжетно-ролевой игры «Семья» Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии форм и отношений между детьми путем их воспроизведения.

Формирование у дошкольников читательской культуры, через совместную театрализованную деятельностьФормирование у дошкольников читательской культуры, через совместную театрализованную деятельность Значение книги в жизни человека огромно. Её не зря называют источником знаний. Книга даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она.

Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума С самого рождения человек находится под влиянием социума, воздействие которого на личность очень велико. Наше окружение влияет на наш выбор,.

Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности 3. Общие и специальные способности. Существует множество классификаций способностей. Чаще всего способности делят на общее и специальные,.

Текст для песенки к празднику «Первое сентября» Недавно родился вот такой текст для песенки к празднику 1 сентября. Буду рада если кто-то сможет сделать музыкальное оформление. 1. В.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе» Подготовила:.

Нравственно-патриотическое воспитание современного дошкольника в рамках подготовки к Дню снятия блокады Ленинграда Потемкина Д. С, воспитатель первой категории, ГБДОУ детский сад №27комбинированного вида Кировского района, Санкт-Петербурга «Патриотизм,.

Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно – нравственному воспитанию детей старшего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации
Опубликовано: 11 октября 2019 в 19:35
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кайгородцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД