Матвеева С.А.
Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
На современном этапе особое значение имеет наличие у дошкольников краеведческой компетенции. Это отраженно и в ФГОС дошкольного образования, требованием которого является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Поэтому, одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем является воспитание у них любви к России, родному краю, чувство гордости за свою страну.
Публикация «Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Что же такое краеведческая компетенция? По мнению А. И. Алейника, краеведческая компетенция – это погружение ребенка во всестороннее изучение им родного края, усвоения краеведческого материала, природоведческого, социального, этнокультурного содержания и выражения к нему эмоционально-ценностного отношения.
Учитывая потребности детей и желание родителей, которые считают, что краеведческие знания необходимы детям, мы решили включить в систему дополнительного образования кружок по изучению родного края «Наш край родной».
Целью данной программы является формирование духовно-нравственной личности ребенка через приобщение его к истории народа родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи данного кружка следующие:
1. Познакомить детей с богатством растительного и животного мира Мордовии, ее географическим положением и полезными ископаемыми.
2. Сформировать представление о Саранске, как столице родного края; познакомить с достопримечательностями города, архитектурными памятниками.
3. Познакомить с символикой Республики Мордовии, с традициями, бытом культурой народов, проживающих на территории Мордовии.
4. Формировать основы экологической культуры, гуманное отношение к природе.
5. Развивать интерес к прошлому, настоящему, будущему родного края.
6. Воспитывать любовь к малой родине, уважение к обычаям и традициям своего народа.
7. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, чувство благодарности и уважения к ветеранам ВОВ.
8. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.
При знакомстве с родным краем используются различные формы работы : экскурсии, проектная деятельность, праздники, развлечения, встречи с ветеранами ВОВ, художественно-творческая деятельность, экологические акции и прогулки. Формы организации занятий очень разнообразны. Я остановлюсь, на мой взгляд, на наиболее продуктивных видах деятельности дошкольников по духовно-нравственному воспитанию.
Одной из самых популярных форм краеведческой работы является экскурсия. Реализуемая нами программа предусматривает экскурсии в музеи города Саранска. Но начинаем мы наше знакомство с посещения мини-музея «Мордовского быта», который организован в ДОО. Он способствует знакомству детей с музейной культурой, а также открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы. В мини-музее дети не пассивные наблюдатели, а активные участники. Здесь собраны различные предметы старины, домашней утвари, изделия народного промысла. В музее проводятся тематические беседы, игры, выставки.
Благодаря данным занятиям, у детей формируется познавательный интерес к музейной деятельности. У них развивается эмоциональный отклик. Ребенок учится видеть «музей» вокруг себя, то есть раскрывает историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни.
После знакомства с музеем в детском саду у нас планируется посещение городских музеев: музей С. Д. Эрьзи, Краеведческого, а также музея Боевого и трудового подвига.
При посещении музея С. Д. Эрьзи дети знакомились с картинами мордовского художника Ф. В. Сычкова. Образы, созданные художником доступны восприятию детей, именно через них ребенок познает всю красоту мордовской природы, орнаментальные мотивы костюма, характер народа, а затем пытается воспроизвести данные образы в собственных рисунках. Детям было очень интересно «оживлять» картину, где они становились как бы участниками событий.
Посещение Краеведческого музея было приурочено к тематической неделе «Моя Республика». В данном музее дети знакомились с богатством животного мира Мордовии. Вниманию детей были представлены панорамы с различными животными и птицами, населяющими Мордовию. С огромным интересом дети рассматривали жилища древней мордвы, утварь. Некоторые предметы им уже были знакомы по экспонатам мини-музея нашего детского сада. Огромное эстетическое наслаждение воспитанники получили и от внешнего убранства музея.
В преддверие великого праздника Дня победы мы посетили музей Боевого и трудового подвига, где экскурсоводом работает бабушка нашей воспитанницы. Здесь дети познакомились с фотографиями, личными вещами бойцов, оружием и наградами, полученными уроженцами Мордовии за подвиги в боях.
После увиденного и прочувствованного, дети возложили цветы памятнику погибшим воинам. Ребята прониклись духом того времени, у них появился интерес к событиям и людям тех времен.
В последующем была организована встреча с ветераном ВОВ, который возглавляет музей школы № 31, Каляминым Юрием Петровичем. Встречи с такими людьми вызывают у детей чувство гордости и уважения к ветеранам, являются основой для формирования чувства собственного достоинства, осознание себя гражданином великой страны.
Обязательной формой кружка являются различные выставки. Одна из них была организована совместно с родителями. Эта выставка, посвященная Дню победы, называлась «Помним и гордимся». Дети совместно с родителями, используя документы семейного архива, фотоальбомы, составляли рассказы о боевом прошлом их прабабушек и прадедушек. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Благодаря совместной работе детского сада и семьи ребенок учится чтить свою историю. Также мы вовлекаем родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробуждаем у них интерес к жизни детей в детском саду.
Еще одна из форм организации занятий – художественно-творческая деятельность, где дети могут выразить свои эмоции, желание изобразить то, о чем они узнали или услышали.
Огромное значение в ознакомлении детей с фольклором, устным народным творчеством, народными традициями имеют праздники и развлечения. Важно отметить, что организация и проведение праздников проводилась в тесном взаимодействии с родителями, которые являются членами таких коллективов, как «Келу» и «Мерема». Они активно сотрудничают с нашей ДОО.
Занимаясь в кружке, дети узнали:
1. Об истории Мордовского края, его культуре, традициях и символике.
2. О достопримечательностях города Саранска, его архитектурных памятниках.
3. Об особенностях природы родного края: характерных признаков сезонов, типичных представителях животного и растительного мира, в том числе занесенных в Красную книгу.
4. О предметах быта и элементах народного творчества.
5. О традиционных праздниках, обычаях и играх.
Поэтому я считаю, что краеведческая компетенция является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств, и только последовательное систематическое использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа, дают положительные результаты.