Дарья Потемкина
Нравственно-патриотическое воспитание современного дошкольника в рамках подготовки к Дню снятия блокады Ленинграда
▼ Скачать + Заказать документы
Потемкина Д. С, воспитатель первой категории,
ГБДОУ детский сад №27комбинированного вида
Кировского района, Санкт-Петербурга
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца.
Ибо для человека естественно любить свою землю,
свое село и город, свою страну и ее народ,
а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар
– и нашу большую Родину»
Д. С. Лихачев
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание современного дошкольника в рамках подготовки к Дню снятия блокады Ленинграда» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последнее время наблюдается постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания.
Приобщение детей к патриотизму и гражданственности целесообразно уже в дошкольном возрасте — это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества, ведь именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям. Изучая историю своей родины, своего родного города, дети не только приобретают знания, они знакомятся с событиями, которые формировались на протяжении многих столетий и непосредственно повлияли на ход современной жизни.
В нашем учреждении проводиться работа по нравственно - патриотическому воспитанию, по формированию представлений детей о героическом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. А так как мы являемся жителями города, жители, которого в годы войны пережили блокаду Ленинграда, то конечно достаточно большая работа с воспитанниками старших групп ведётся по данной теме. Воспитатели, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, старший воспитатель активно участвуют в организации работы по данному направлению. В рамках ознакомления детей с незабываемым подвигом наших жителей блокадного Ленинграда проводиться работа, которая включает:
1. Цикл тематических занятий по теме «Блокада Ленинграда».
2. Подбираются фотографии, иллюстративный материал для ознакомления старших дошкольников с жизнью людей, которые оказались в блокадном Ленинграде.
3. Прослушиваются музыкальные произведения военных лет (фрагменты из Симфонии №7 «Ленинградской», Д. Шостаковича; «У памятника детям блокадного Ленинграда» Е. Никитин; «Снова Осень пришла в Ленинград» (Блокадный вальс) В. Балагуров и др.).
4. Совместно с педагогом дети рассматривают и обсуждают фотографии с изображением блокадного Ленинграда.
5. Педагог совместно с детьми по средствам чтения книг: Д. Колпакова и В. Суслова «Был город–фронт, была блокада»; Дневника Тани Савичевой знакомит воспитанников с тем временем, с жизнью взрослых и детей в тяжёлые годы, когда был город в кольце блокады.
6. Педагог вместе с воспитанниками рассматривает рисунки детей из книги Д. Колпаковой и В. Суслова «Был город – фронт, была блокада».
7. Обучающиеся слушают и разучивают стихи о героической обороне города, о прорыве блокадного кольца.
8. Педагогом дополнительного образования организуются выставки рисунков и поделок, посвящённых Дню снятия блокады Ленинграда.
9. Делается совместная подборка наглядного материала детьми и родителями для использования в беседах.
10. Дети делают сувениры для ветеранов войны.
11. Проводится праздник к Дню снятия блокады Ленинграда
За время проведения, как нам кажется большой работы с воспитанниками они много узнали о людях, которые героически сражались, чтоб отстоять наш город от захвата фашистами, о том, как они жили, трудились, на сколько, бережно относились к хлебу.
Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решена без знаний исторического прошлого своего родного города, о подвиге народа пережившего тяжёлые годы блокады.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.