Татьяна Николаевна Никулина
Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в процессе природоведческих экскурсий
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Экскурсия выступает как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними. Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами дошкольного учреждения. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованием жизни и как природа служит им. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы (между органами животных и растений и их функциями, между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни, между различными живыми существами в одной экосистеме и др.) При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить классификацию экскурсий : природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера
Публикация «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в процессе природоведческих экскурсий» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Выделяют три задачи для воспитателя, знакомящего детей с природой : формирование у детей элементарной системы знаний, формирование у детей трудовых навыков и умений, формирование у детей любви к природе. Таким образом, бережное отношение к природе – это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников.
Экологическое воспитание детей старшей группы предполагает :
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие);
- формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);
- участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Экскурсии проводят по определенной системе. Проводить их целесообразно на одних и тех же объектах в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития. Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению воспитателя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.
Например, весной с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий - знакомить с весенними изменениями, развивать умение их видеть и понимать причину происходящего в природе.
Экскурсию организовать значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при том условии, что проведена тщательная подготовка.
Подготовка воспитателя к экскурсии. Воспитатель, планируя, определяет тему и цель экскурсии, уточняет ее программное содержание, выбирает объект, учитывая при этом физические возможности детей (пешеходные экскурсии для маленьких детей допустимы только на близкое расстояние, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Содержание экскурсий в природу определено программой воспитания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошкольники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе подчеркивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений, делать выводы.
Важно выбрать такую дорогу, которая не была бы утомительной, не отвлекала бы детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность проведения наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данных явлениях; определяет, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить ее план, но и продумать приемы ее проведения. Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, характерными для данной местности. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.
Подготовка детей к экскурсии. За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель - дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать. При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду детей - она должна соответствовать сезону и погоде. Также полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала в уголке природы и на участке детского сада. Это пробуждает интерес к предстоящей экскурсии.
Подготовка экскурсионного снаряжения. Перед экскурсией воспитатель продумывает, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
Для сбора растений необходимо следующее оборудование:
• лопатки или совочки для выкапывания растений;
• нож складной для срезания веток с дерева или кустарника;
• папки для растений;
• корзиночки для шишек и листьев;
• сачки для вылавливания растений из водоема;
• ведерки для переноски растений.
Для сбора животных необходимо следующее оборудование:
• сачки воздушные для ловли насекомых (1-2 шт.);
• сачки для вылавливания животных из водоема (1-2 шт.);
• коробки с отверстиями для переноса животных; посуда для переноски водяных животных.
Также на экскурсию можно взять лупы, термометр, фотоаппарат, видеокамеру, магнитофон.
Ход экскурсии. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель напоминает ее тему, дает детям возможность осмотреться, чтобы после этого приступить к наблюдению за намеченными объектами и явлениями природы.
Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы[14;45].
В процессе наблюдения за природными явлениями полезно использовать произведения детской литературы, стихотворения, загадки. Обращение к художественному слову поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и их соотношение может видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.
По окончании основной части воспитатель дает детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес: задает вопросы, «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением, поддерживает инициативу детей, обменивается с ними впечатлениями. Это дает возможность «приохотить» менее активных детей к совместной деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных, и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе. При этом детям следует показать, как надо выкапывать растение, срезать ветку и т. д., однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его тут же используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три - к липе беги!» и др.
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Работа после экскурсии. Работа направлена на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой. Это происходит в играх, в наблюдениях за принесенными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.
Сразу же после экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы или на участке (растения посадить в горшочки, животных на время поместить в аквариум, террариум или садки) и организовать наблюдение.
Через 2-3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Воспитатель читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.
Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.
На занятиях воспитатель может использовать не только художественную литературу и театральные постановки, но и репродукции картин известных художников, например, знакомить с пейзажной живописью. Пейзаж лучше других жанров живописи передает связь с природой, настроения человека, он созвучен с музыкой, поэзией. Весьма полезным для рассматривания с детьми может оказаться и натюрморт.
Мотивируя самостоятельную изобразительную деятельность детей, воспитатель способствует тому, что впечатления, полученные во время экскурсии, усиливаются, а представления становятся более точными и образными.
Музыка также очень часто используется для передачи художественных образов природы.
Воспитатель учит детей слушать музыку, понимать ее язык и передавать в музыкально двигательных импровизациях свое настроение.
Педагогический процесс организованный таким образом совмещает все аспекты личности ребенка и оказывает на него благотворное влияние в целом.
В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии воспитатель продумывает беседу так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связи и факты, вызвать переживания и соответствующее отношение к природе. Особое внимание следует обратить на создание моделей, отражающих взаимосвязи в природе.
Экскурсии и последующая работа должны способствовать осознанию детьми чувства единства с природой, влияющее на состояние природы
Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе - значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
Экскурсия. Тема «Путешествие на луг»
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представление о том, что луг - это сообщество травянистых растений.
2. Развивать умение замечать и правильно называть первые весенние цветы - первоцветы; познакомить с особенностями одуванчика, мать-и-мачехи, медуницы; уточнить, где они произрастают и каково их значение в природе (насекомые, появившиеся первыми весной, собирают с этих цветов нектар).
3. Рассказать детям, что на лугу среди травы живут насекомые (бабочки, пчелы, божьи коровки).
4. Воспитывать осознанное, бережное отношение к первоцветам, формировать умение правильно вести себя на лугу, воспитывать эстетическое восприятие природы.
5. Обогащать словарный запас детей названиями новых растений, формировать диалогическую речь.
6. Продолжать учить детей простым природоохранным мероприятиям.
Предварительная работа.
Беседа «Наш луг». Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг». Загадывание загадок о насекомых, первоцветах. Рассматривание первоцветов по иллюстрациям и на участке детского сада.
Ход экскурсии
Педагог. Ребята, сегодня мы пойдем в гости к травам, цветам и насекомым. Послушайте загадку и отгадайте, что это такое:
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Лежит у речки голубой,
И желт, и синь, и ал.
Педагог. Так куда мы пойдем?
Дети. На луг.
Педагог. Правильно.
Педагог. Ребята, оглянитесь вокруг, как красиво! А что вам нравится здесь?
Дети. Много разных цветов и травы.
Педагог. Да, нас окружает множество трав и первоцветов. Одни весенние растения уже цветут, а другие еще только что показались из-под земли. Сколько кругом ростков! Одни пробивают землю как острыми колышками туго свернутыми листьями, другие же согнутым стебельком. И много же силы в этих ростках! Каждый день расцветают новые цветы. А как можно назвать все это одним словом?
Дети. Луг.
Педагог. А на что похож луг?
Дети. На платок, на ковер, на скатерть.
Педагог. Ребята, на лугу нельзя шуметь, нельзя рвать цветов, ловить насекомых. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)Необходимо сохранять целостность луга. Если мы будем рвать растения, то они могут погибнуть.
Педагог. Нас окружает много звуков, запахов и света. Давайте закроем глаза и послушаем. Что вы услышали?
Дети. Щебетание птичек, шум реки, легкое дуновение ветерка, жужжание шмеля и т. д.
Педагог. Можно почувствовать тепло, которое дарит нам солнышко, протяните ладошки к солнцу и закройте глаза.
Педагог. Ребята, какого цвета луг?
Дети. Желтого, зеленого.
Педагог. Вспомните, о каком луге я вам читала рассказ?
Дети. О золотом луге.
Педагог. А почему он так называется?
Дети. На нем росло много желтых одуванчиков.
Педагог. На что похож одуванчик?
Дети. Одуванчик похож на золотой шар, чашечку.
Педагог. Давайте найдем одуванчик среди растений луга и поздороваемся с ним. Всмотритесь в цветок и разглядите его, какой он. Одуванчик - лекарственное растение. Листья одуванчика собраны в розетку и растут все лето. Осенью листья одуванчика не засыхают, а уходят под снег, это они начинают зеленеть весной на солнечном пригреве. А чуть позже зажигаются в траве желтые «фонарики».
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
. Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня.
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня.
(Е. Благинина)
Педагог. Какой цветок тоже похож на одуванчик? Это мать-и-мачеха. А теперь найдите мать-и-мачеху. Это тоже лекарственное растение. Листья крупные, круглые. Приложите к щечке лист гладкой стороной. Что вы почувствуете?
Дети. Прохладу.
Педагог. А теперь приложите шероховатой стороной. А что вы почувствовали сейчас?
Дети. Тепло.
Педагог. Почему растение так названо? Как вы думаете?
Дети. Мать - теплая, ласковая, мягкая сторона листа. А мачеха - холодная, гладкая его сторона.
Педагог. Это растение люди всегда использовали для лечения от простуды и кашля. Какие еще растения растут на лугу?
Дети. Медуница.
Педагог. Какого она цвета?
Дети. Розового.
Педагог. Да, сейчас медуница розового цвета, так начинает цветок свою жизнь. Но когда его опылят насекомые, то на одном стебле цветы будут разного цвета: розовые, голубые, синие, фиолетовые. Медуницу используют для лечения легких, почек, для заживления ран. А сейчас посмотрите внимательно и скажите, что вы видите?
Дети. Пчелы собирают нектар с цветков, летают бабочки, ползают божьи коровки.
Педагог. Ребята, как вы думаете, если бы не было насекомых, то был бы луг красивым, ярким?
Дети. Нет!
Педагог. Почему вы так решили? (Ответы детей.)
Педагог. Да, правильно, насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок. С насекомыми луг выглядит более живописным, ярким.
Педагог. Дети, посмотрите еще раз внимательно на наш луг. Кое-где лежат пакеты, мусор. Разве можно это оставлять здесь?
Дети. Нет.
Педагог. Нужно убирать весь тот мусор, который мы с собой приносим. Тогда луга будут чистые, и это не будет мешать росту растений.
Педагог. Ребята, какие растения вы видели на лугу? (Ответы детей.) Где еще вы видели эти растения?
Дети. На участке, в поле, у себя на даче.
Педагог. В каких местах, на солнце или в тени, вы видели эти растения? (Ответы детей.) Правильно, на солнечной стороне, этим растениям нужен свет и тепло. Растения, которые любят свет, называют светолюбивыми. Наша экскурсия закончена, мы пойдем в сад и нарисуем все то, что видели на лугу.
Работа после экскурсии. Коллективное рисование на тему «Волшебный ковер из луговых цветов»