Ткачева Олеся
«Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода»
Аннотация педагогические условия формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода.
Ключевые слова: эстетическое отношение, полихудожественный подход, эколого-эстетического развитие, художественно-эстетическое воспитание, самореализация.
Публикация «„Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
В настоящее время процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Е. В. Гончарова говорит о том, что эстетическое отношение к природе представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей ребенка с эстетическими качествами объектов природы. В эстетическое отношение входят эмоциональный отклик ребенка на прекрасное, добрые чувства, его творческая деятельность, стремление к посильному преобразованию окружающего.
Приобщить ребенка к красоте и гармонии, к миру искусства, пробудить его творческие силы и желание заниматься различными видами художественной деятельности – важнейшая задача воспитания. Одним из эффективных направлений современной педагогики, которое позволяет решать сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса. Полихудожественный подход к обучению связан с применением интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать в них художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, умение обобщать информацию и коммуникативные компетенции.
Актуальность полихудожественного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе его развития. К таким требованиям относятся : развитие способности к самостоятельному активному освоению миру, стимулирование стремления к самореализации, формирование творческой активности во всех сферах деятельности.
Одной из недостаточно разработанных сторон эколого-эстетического образования является развитие эстетического отношения к природе.
Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:
- использовать многоуровневую интеграцию видов детской деятельности;
- обеспечивать педагогическое сопровождение детской деятельности;
- создавать вариативность индивидуальных маршрутов с учетом темпа развития, интересов и способностей ребенка;
- осуществлять свободу выбора дидактических средств и художественных материалов.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования специалистов по дошкольному воспитанию, изучавших эстетическое восприятие детьми прекрасного, в частности природы, – Л. Шлегер, В. Шмидт, М. Корепанова, Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева; программа «Полихудожественный подход в воспитании дошкольников» К. А. Самолдиной и Е. П. Марковой; исследования Б. П. Юсова – полихудожественный подход в развитии детей.
Список литературы:
1. Антонова, А. В., Зацепина, М. Б., Комарова, Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст]/ Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
2. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/413293/
3. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : курс лекций для студентов высших педа-
гогических учебных заведений. – Нижневартовск: Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
4. Дерябо, С. Д., Ясвин, В. А. Экологическая педагогика и психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/481427/
5. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» [Текст]. – М. : Академия, 2004. – 364 с.
6. Куприна, Н. Г. Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей: Автореферат дис. доктора пед. наук по специальности [Текст]. – М., 2008. – 28 с.
7. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://files.shgpi.edu.ru/files /nauka/vestnik/2016/2_30/13.pdf
8. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/763932/