Оксана Кузовникова
Фонетическая ритмика как вспомогательная технология в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое фонетическая ритмика?
Это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать фонетически правильную речь.
Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой российских педагогов под руководством Э. И. Леонгард у специалистов Загребского реабилитационного цента "Суваг" для глухих и слабослышащих (Хорватия). Уже не один десяток лет эта система с успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с недостатками слуха и речи.
Публикация «Фонетическая ритмика как вспомогательная технология в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Логопеды, работающие с детьми с нарушениями речи оценили преимущества этой технологии, и фонетическая ритмика заняла прочное место в их практике.
На чем же он основана эта технология?
Суть фонетической ритмики в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий -эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
Наиболее целесообразным является применение данной технологии в процессе постановки правильного звукопроизношения. Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации. В зависимости от этапа работы над звуком, движения речедвигательной ритмики видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.
Существует ряд рекомендаций по проведению занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики:
1. Проводить занятия следует регулярно несколько в неделю, длительность зависит от возраста детей и структуры речевого нарушения и может составлять от нескольких минут до получаса.
2. Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу.
3. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию и дети проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.
4. На каждом занятии необходимо чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные и т. д. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребёнка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.
6. На первых порах следует исключить резкие движения.
5. Есть дети, для которых начальный этап- пассивный. Следует оставить за ними право только смотреть или даже не смотреть на взрослого и ничего не делать. Нельзя принуждать ребёнка к выполнению упражнений. Очень скоро он сам привыкнет к тому, что делают педагог и другие дети, у него появится интерес и желание поучаствовать в игре, и он начнёт подражать. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребёнком, тем скорее он начнёт подражать, и включится в совместную игру.
6. Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки:[а],[о],[у],[э],[и],[ы];
Согласные звуки:[м],[н],[ф],[в],[п],[б],[т],[д],[к],[г],[х],[с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р],[й](йот) и йотированные гласные).
7. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворения, носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.
8. Не следует фиксировать внимание ребёнка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим достижениям, но и успехам товарищей.
9. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной, эмоциональной и обязательно фонетически правильной.
10. Логопед должен уметь сам не только правильно, но и красиво выполнять движения
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики способствует:
- развивитию общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений;
-улучшению фонематического слуха;
-нормализации речевого дыхания;
-формированию умения изменять силу и высоту голоса;
-совершенствованию ритмико - интонационной стороны речи;
-уточнению артикуляции имеющихся звуков, вызыванию по подражанию некоторых из отсутствующих звуков, созданию базы для успешной постановки звуков, быстрому и успешному протеканию процесса автоматизации звуков;
- повышению речевой активности детей.
С какими детьми можно использовать данную технологию?
Фонетическая ритмика наиболее результативно проявила себя в работе с "неговорящими" детьми. Данная методика стимулировала у них появление начатков собственной активной речи. Кроме этого ее можно и нужно использовать с детьми при алалии, заикании, дизартрии, ринолалии, дислалии, и даже с нормотипичными детьми, в целях профилактики речевых нарушений.
Практика показала, что занятия с использованием упражнений на основе фонетической ритмики будут полезны абсолютно всем детям.