Анастасия Частухина
Фонетическая ритмика
▼ Скачать + Заказать документы
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей:
- коррекция неречевых и речевых процессов;
- развивать слуховую, зрительную память, внимание;
- развивать оптико- пространственные представления и навыки;
- развивать статическую и динамическую координацию общих движений;
Публикация «Фонетическая ритмика» размещена в разделах
- развивать тонкую произвольную моторику и мимику лица;
- воспитывать чувство ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;
- воспитание темпа, ритма дыхания и речи;
- развивать фонетический слух.
Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:
• развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
• формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
• развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.
Содержание занятий разработано с учётом нарушений психомоторных функций, речевых расстройств, а также возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Занятие фонетической ритмикой носит комплексный характер и включает в себя все разделы, предусмотренные тематическим планированием (1-2 упражнения на каждый раздел). Каждое занятие имеет свою ведущую задачу, обусловленную планированием.
Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения.
На занятиях используются упражнения и игры специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, на развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и др.
Название тем в каждой группе повторяется, сохраняется и целеполагание каждой темы, варьируются лишь используемые методы, приёмы обучения, а также содержание материала, с помощью которого решаются задачи коррекционно-развивающего обучения.
Фонетическая ритмика способствует формированию у глухих дошкольников ритмико-интонационной структуры слова и фразы, более естественной, слитной, ритмичной речи.
Фонетическая ритмика помогает ребенку дошкольного возраста с нарушением слуха:
• нормализовать речевое дыхание;
• менять высоту, силу голоса в различном темпе.
• воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
• воспроизводить звуки в заданном темпе;
• воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
• учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.
• Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».
Фонетическая ритмика, как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную речь, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами.
Движения выполняются одновременно с проговариванием. Начинается движение с исходного положения, затем следует движение на звук. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И. п.).
1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинается движения для звуков Р.
3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И. п. для звука Р.
Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т. д.